Внешняя политика СССР во времена перестройки

Внешняя политика СССР во времена перестройки.

  • нахапать побольше и смыться
  • ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ. Распад СССР изменил положе¬ние России на международной арене, ее политические и экономиче¬ские связи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Рос¬сийской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благо¬приятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в каче¬стве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.РОССИЯ И СТРАНЫ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ. После августовских событий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б. Н. Ельцина за рубеж — в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили стра¬ны Европейского Сообщества. В 1993—1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира» . Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке пла¬тежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государст¬ва поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику. Россия активно включалась в решение важнейших международных вопросов. В октябре 1997 г. Государственная Дума ратифициро¬вала Женевскую конвенцию о запрещении разработки, производства и применения химического оружия. В мае 1997 г. в Париже было подписано соглашение о взаимоотношениях между РФ и странами НАТО. Документ зафиксировал обязательства сторон об отказе от применения силы в отношениях друг с другом. Предусматривалось предотвращение конфликтов и урегулирование возможных споров исключительно мирными средст¬вами. Однако очень скоро руководство стран НАТО нарушило взя¬тые обязательства. Прием в состав НАТО Венгрии, Польши, Чехии, а также стран Балтии свидетельствовал о стремлении этой организа¬ции расширить свое влияние на Восток. Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятст¬вования в торговле с США. Постоянными экономическими партнера¬ми являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афгани¬стане и Вьетнаме) . В Пакистане, Египте и Сирии возводились метал¬лургические предприятия и сельскохозяйственные объекты. Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители прода¬вались и этим государствам. Ответными предметами торговли высту¬пали медикаменты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли со¬кратилась к 1994 г. до 10%.ОТНОШЕНИЯ С ГОСУДАРСТВАМИ СНГ. Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности правительства. В 1993 г. в со¬став СНГ входили кроме России еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР.
  • Главной задачей внешней политики СССР в «перестройку» было обеспечение условий для реформы власти внутри страны. Причем по мере нарастания проблем внутри страны внешняя политика становилась все более гибкой и податливой. Во внешнеполитическом курсе страны можно выделить два крупных этапа: 1985 — 1988 и 1989 — 1991 гг. Новый политический курс был утвержден уже на XXVII съезде КПСС. На нем было официально объявлено об отказе от принципов социалистического интернационализма. Впервые за более чем 70 лет советской власти на первое место стали выдвигаться общечеловеческие ценности вместо социалистических. Было заявлено, что приоритетными отныне становятся глобальные проблемы: экономические, социальные, энергетические, проблемы сохранения мира. Во взаимоотношениях с развитыми капиталистическими странами на первом этапе стояла задача восстановления уровня взаимоотношений, существовавшего в первой половине 70-х годов. Эта задача была выполнена в ходе большого количества официальных визитов М. С. Горбачева. Были решены три вопроса: прекращение гонки вооружений и частичное сокращение вооружений; вывод советских войск из Афганистана; расширение контактов между странами различных социальных систем.Проблема разоружения состояла из двух основных частей: ликвидация ракет средней и меньшей дальности США и СССР в Европе и стратегическая оборонная инициатива (СОИ) . В ходе интенсивных дипломатических контактов, а также целой серии встреч между М. С. Горбачевым и президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем в Рейкьявике, на Мальте, в Вашингтоне и Москве были подписаны соглашения по вопросам разоружения. В Европе к 1990 г. ликвидировались советские и американские ракеты средней и меньшей дальности. Кроме того, СССР ликвидировал часть ракет средней дальности в Сибири и на Дальнем Востоке, направленных против Японии, Южной Кореи и Китая. Это было первое реальное сокращение целого класса вооружений, предпринятое со времени окончания Второй мировой войны.Сразу же после заключения соглашения о ракетах средней дальности активизировались переговоры о сокращении стратегических вооружений, но достичь реальных результатов в этой области не удалось из-за разности подходов к решению глобальных проблем. Не дали больших результатов и Венские переговоры о сокращении обычных вооружений в Центральной Европе. Страны НАТО по-прежнему указывали на громадное преимущество стран Варшавского Договора в танках и личном составе, а СССР и другие страны — на ядерное превосходство НАТО. Важнейшим вопросом был вопрос о присутствии советских войск в Афганистане. Попытки реального улучшения отношений СССР с западными странами постоянно наталкивались на обвинения СССР в ведении агрессивной войны против афганского народа. Правительство М. С. Горбачева признало бесперспективность данной войны и было заинтересовано в выходе из нее. Но предпринять конкретные шаги в данном направлении было непросто. С 1985 г. начался период интенсивного расширения различного рода связей и контактов между советскими организациями и зарубежными частными лицами. Советское руководство было заинтересовано прежде всего в развитии технико-экономических связей, надеясь получить западные кредиты и технологии с тем, чтобы облегчить кризисное состояние экономики. Западные же государства, прежде всего США и Англия, шли на расширение торговых связей, обусловливая их политическими изменениями внутри СССР, а также расширением гуманитарных связей, контактов между частными лицами. В результате уступок советской стороны многократно увеличился поток туристов и деловых людей как в СССР, так и из СССР.Советская дипломатия, во главе которой в 1985 г. встал Э. А. Шеварднадзе, сменивший на этом посту А. А. Громыко, активно пыталась нормализовать и поддерживать добрососедские отношения с максимально большим количеством государств. Прежде всего это касалось целого ряда государств, отношения с которыми у СССР были не до конца урегулированы.С 1985 г. по
  • чё умная что ли

Предыдущий:

Следующий: