В чём состояли особенности познания прошлого в дописьменную…

в чём состояли особенности познания прошлого в дописьменную эпоху?

  • ДОПИСЬМЕННЫЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА — первичные синкретические формы изобразительной деятельности. В первобытном и традиционных обществах средство создания, аккумуляции и трансляции культурных кодов.С момента их возникновения в верхнем палеолите живописные, графические, скульптурные образы, символы, знаки становятся универсальным инструментом фиксации, классификации, моделирования, интерпретации, каналом связи между отдельными членами и поколениями внутри общины, между отдельными кланами и этносами, обозначают границу и обеспечивают контакты между ними.Становление дописьменных форм изобразительной деятельности датируется той же доисторической эпохой, что и появление homo sapiens sapiens — человека современного вида, с которым связано многократное ускорение развития материальной и духовной культуры.Человеческий род существует более двух миллионов лет, современный вид — около сорока тысячелетий. Первичные формы изобразительной деятельности — единственный качественно новый археологический материал, который появляется вместе с новым антропологическим видом.В отличие от искусства классического периода дописьменные формы — искусство первобытное и традиционное — не составляют автономной области в сфере культуры. Тесно переплетаясь со всеми иными ее аспектами, эти формы образуют то, что принято называть первобытным синкретическим культурным комплексом.В дописьменных обществах все аспекты духовной деятельности связаны с искусством, выражают себя через искусство; изображение является таким же полифункциональным инструментом духовной культуры, как каменное орудие в материальной жизни первобытного человека. Если труд способствовал становлению человеческого рода, то изобразительное творчество, как особый вид деятельности, сыграло кардинальную роль в становлении человека нового вида — homo sapiens sapiens.На раннем этапе искусство, упорядочивающее представления об окружающем мире, регулирующее социальные и психические процессы, служило универсальным средством борьбы с хаосом в человеке и человеческом обществе. Уже в своей простейшей форме изображение представляет собой отвлечение от реальности, допускает обобщение. Оно, так же как слово, но при этом задолго до появления письменности «принципиально изменяет и расширяет условия познания мира, создает новые, отсутствующие у животных возможности обобщенного, отвлеченного мышления и тем самым становится одним из отличий человека как особого биологического вида» (И. П. Павлов) . Вместе с тем изобразительная деятельность положила начало новой форме бытия — бытию художественной формы.

Предыдущий:

Следующий: