В чем выступали актёры в театре Древней Греции и для чего…

В чем выступали актёры в театре Древней Греции и для чего они использовались эти приспособления?

  • Над Афинами, самым большим городом древней Эллады, возвышается холм, на котором белеют прекрасные здания с мраморными колоннами. Это Акрополь — афинская крепость-святилище, место народных собраний и торжественных празднеств в честь богов, покровителей греческих городов-государств — полисов. На южном склоне холма, неподалеку от главного афинского храма Парфенона, высечены в скале длинные ряды скамей. Они полукругом сбегают вниз, охватывая подковой широкую площадку и небольшое возвышение на ней. Это театр Диониса (кон. 6 — 4 в. в. до н. э. ) — один из самых больших театров древности. Он окружен южной зеленью, а вместо крыши над ним глубокое синее небо. Около семнадцати тысяч зрителей, почти все население Афин, размещалось некогда на этих скамьях. Театр уподоблялся святилищу, театральное зрелище считалось важныи общественным событием. Греческий актер пользовался особым почетом и уважением. Во время войн актеры, как и жрецы, объявлялись неприкосновенными и нередко выступали в качестве послов и посредников между воюющими. И это не случайно. Театрнльное искусство развилось в древней Греции из религиозного празднества в честь Диониса — бога плодородия и вина. На этих празднествах, которые устраивались весной, во время расцвета природы (Великие дионисии) , и осенью, после уборки винограда (Сельские дионисии) , выступали хоры наряженные в козлиные шкуры певцов. Они изображали свиту Диониса, несущего людям всей страны радость и веселье. По обычаю древних греков — до начала театрального действия выслушивается пролог. Progos, по словам Аристотеля, — «начало трагедии до появления хора». Хор еще не вышел на орхестру (центральную часть античного театра, имевшая круглую форму) , протагонист (первый из трех участников древнегреческой трагедии) скрывается за сценой, но у фимелы (жертвенника, расположенного в центре орхестры) уже высится фигура корифея (предводителя хора) . Это он, обращаясь к многотысячному амфитеатру, рассказывает миф, положенный в основу трагедии.. .Так из хоровых выступлений родились трагедия и комедия — два основных жанра греческой драмы. Трагедия развилась из серьезных элементов торжества. Слово «трагедия» в буквальном переводе означает «песнь козлов» — в честь хора, одетого в козлиные шкуры. В «комедии» (что значит «песня на гульбище» ) нашли отражение веселые стороны празднества. Позднее к этим двум жанрам прибавился третий. Его назвали «драмой сатиров» , по имени легендарных полулюдей-полукозлов, сопровождавших Диониса в странствиях. О «драме сатиров» греки говорили, что это «трагедия, которая шутит» . Она была, как правило, серьезной по содержанию, по с комическими эпизодами и счастливым концом. Уже в раннее время театр занимал важное место в общественной жизни греков. Значение театра особенно возросло в период расцвета полисной демократии (V в, до н. э.) . Творчество великих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана отразило важнейшие стороны общественной, политической и духовной жизни греческого народа и создало театр бoльших идей и совершенной художественной формы. Вот корифей кончил чтение пролога. На орхестру, распевая гимны, в плавных движениях вышел хор, а за ним и актер. Началось действие.. . Мифологические герои трагедии облачены в одеяния, которые увеличивают их рост, придают движениям и жестам монументальностью Маска делает лицо героя особенно выразительным, скульптурно величественным и гордым.. . Хор исполнял дифирамбы — особые гимны, где прославлялся Дионис и рассказывалось о суровых испытаниях, выпавших на его долю, о победах бога над врагами. Пение сменялось буйной пляской, безудержным весельем. Дальнейшее развитие дифирамба связывается с именем поэта Феспида (2-ая половина VI в. до н. э.) , которому приписывается и введение первого актера. В этих песнях было много трогательного и смешного, веселого и печального. Постепенно в хоровое пение и пляску вводятся элементы драматизации.
  • По преданию, Феспид сам был единственным актером в своих трагедиях.Партия актера, чередуется с песнями хора, и составляла всю пьесу. Вскорепосле Феспида Эсхил ввел девтерагониста* , а младший соврименик ЭсхилаСофокл тритагониста**. Основные роли исполнял в драме протагонист***. Благодоря тесной связи греческого театра с культом Диониса актерыпользовались в Греции большим почетом и занимали высокое общественноеположение. Актером мог быть только свободнорожденный. Они, как идраматурги, могли принимать деятельное участие в жизни Греции. Их моглиизбирать на высшие государственные должности в Афинах и отправлять вкачестве послов в другие государства. Победителями на драматических состязаниях вначале признавались толькохорег и драматург. Но начиная со второй половины V в. до н. э. в театральныхсостязаниях принимали участие и пртагонисты. В греческой драме число актеров не привышало трех человек, то одномуи тому же актеру в течении пьесы приходилось играть несколько ролей. Если впьесах присутствовали немые роли, их играли статисты. Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Трагические и комедийныеактеры должны были не только хорошо декламировать стихи, но и владетьвокальным мастерством, так как в наиболеепатетических местах драмы актерыисполняли арии. Путем постоянных упражнений греческие актеры вырабатывали усебя силу, звучность и выразительность голоса, безукоризненность дикции идоводили до большого совершенства искусства пения. Но кроме этого,греческий актер должен был владеть искусством танца и вообще искусствомдвижения в самом широком смысле этого слова. Поэтому греческому актерунеобходимо было много работать над гибкостью и выразительностью тела. Актеры носили маски, так что мимика из игры была исключена. Тембольше должны были греческие актеры работать над искусством движения ижеста. Маски проникли в греческий театр вследствии исконной связи последнегос культом Диониса. Жрец, изображавший божество, всегда выступал в маске.Однако в театре классического периода маски уже не имели культовогозначения. Зато она отвечала задачам греческого театра создавать крупныеобобщенные образы. “Так, например, характер или сиюминутное настроениедействующего лица определялось маской, котрую надевал на лицо актер:хохочущая, скорбная, умиротворенная. Они менялись всякий раз, как толькоисполнитель переходил соответственно от веселья к печали, от горестей кпокойному расположению духа. Кроме того, опреднленное значение имелаокраска маски: например, по багровому ее цвету зрители узнавалираздражительного человека, порыжему — хитрого и коварного. ”****



Предыдущий:

Следующий: