В чем секрет хохломы? В народе давно…

В чем секрет хохломы?

  • В народе давно уже подмечено: «не то дорого, что из чистого золота, а что доброго мастерства! » как нельзя лучше эта мудрость подходит к золоту хохломы. Хохлома – это явление уникальное не только в масштабах России, но и в мировом народном декоративном искусстве.Оно связано с развитием одного из самых массовых народных художественных промыслов. Выработана оригинальная, нигде в мире более не применяющаяся техника окраски токарной деревянной посуды в золотистый цвет без использования золота и создан своеобразный стиль орнамента. И сегодня в Хохломе работают потомственные мастера, виртуозно владеющие приемами свободного исполнения растительного орнамента кистью от руки. Родиной хохломского промысла Заволжье стало отнюдь не случайно. Ведь к концу XVII века здесь собралось немало инициативных, предприимчивых людей из самых разных российских мест. Чем могли скрасить свою судьбу переселенцы, как не переписыванием старинных книг, созданием удивительных по своей выразительности икон, написанных традиционно по-старообрядчески по блеску сусального золота, и, конечно же, красочной рукотворной деревянной посудой с золотистыми бликами луговых цветов. Это был редкий случай, когда историко-культурные традиции разных российских регионов соединились в Заволжье, словно бы обогащая, дополняя друг друга. И это им, простым крестьянам и ремесленникам мы обязаны тем, что в некогда глухом селе Семеново (ныне город Семенов) более трехсот лет назад и родился поразивший весь мир жанр уникального живописного «золотого» искусства. Назвали его «хохломским» по имени старинного торгового нижегородского села хохлома. Хохлома стала промыслом особенным, уникальным благодаря применению техники окраски дерева в золотой цвет без затраты драгоценного золота. Эта техника была известна русским иконописцам еще в XVII веке, а к XVII веку получила весьма широкое распространение. От народных ремесел хохлома унаследовала классические формы деревянной токарной посуды и четкие по ритму композиции геометрического орнамента, основанные на тонком понимании пластики вещи.Иконописцы принесли в хохлому мастерство «топкой кисти» — каллиграфические навыки свободного письма и рисунка богатейшего растительного орнамента, характерные для декоративной живописи XVII—XVIII веков. В орнаменте этого времени можно увидеть те виды растительных узоров, которые впоследствии получили новую жизнь в искусстве росписи хохломской деревянной посуды. Для хохломской росписи характерна длительная, сложнейшая технология. Сначала дерево несколько месяцев сушится, затем распиливается на заготовки для последующей токарной обработки. Готовые токарные изделия тщательно полируют, пропитывают льняным маслом и опять сушат. Только после этого стенки будущего произведения несколько раз грунтуются глиняным раствором или краской. Вновь сушатся и опять покрываются слоем олифы, затем после предварительной сушки покрываются специальным алюминиевым порошком. Работа эта исключительно рукотворная, авторская.Мастера веками тщательно оберегали секреты огненно-золотого дерева хохломы. Весь секрет «золотого дерева» состоит в том, что после живописной росписи изделие несколько раз покрывается лаком (в старину эту процедуру проделывали восемь-девять раз) и затем подвергается термической обработке в специальных печах. В результате нагрева лак желтеет, и под его янтарной пленкой серебристая основа и живопись желтеют, становясь золотой…
  • Красота, одним словом))

Предыдущий:

Следующий: