Помогите плиз

Помогите плиз.

  • Возникновение античной цивилизацииАнтичная цивилизация может быть определена как дочерняя по отношению к цивилизациям Передней Азии и как вторичная по отношению к Микенской цивилизации. Она возникла на периферии ближневосточного культурного комплекса в зоне влияния сирийско-месопотамской и египетской цивилизаций. Поэтому ее рождение можно рассматривать как следствие социальной мутации, происшедшей в Восточном Средиземноморье при особом стечении целого комплекса обстоятельств.К их числу в первую очередь следует отнести чрезвычайную близость двух материнских цивилизаций – Древнеегипетской и Месопотамской – зоны влияния которых неизбежно должны были пересечься. Их многовековое параллельное развитие оказывало перекрестное воздействие на соседние народы. В результате образовалась зона мощного социо-культурного напряжения, включавшая в себя Ближний Восток, Анатолию и Восточное Средиземноморье (Эгеида, Балканы, Крит) . Египет и Месопотамия постепенно обрастали культурной периферией, развивавшейся под их непосредственным влиянием и зачастую контролем: Ливия, Куш, Ханаан, Финикия, Анатолия, Урарту, Мидия, Персида. Сближение зон влияния двух цивилизаций привело к возможности их объединения, которая с переходом к железному веку стала реальной. Попытки создания «мировых» держав Ассирией, Урарту, Вавилонией, Мидией были способом придать этому процессу определенную форму. Его смогла завершить Персидская держава Ахеменидов. Она стала политической формой единой Ближневосточной цивилизации. Ее логическим центром стала Вавилония, поэтому Египет навсегда сохранил обособленное положение, которое он периодически пытался оформить политически, и особую культуру.Цивилизации более дальней периферии Месопотамии, такие как Бактрия, Согдиана, Крит, Эллада, находились под ослабленным влиянием материнской культуры и поэтому оказались способны создать собственные, отличные от исходной, системы ценностей. На Востоке такая система воплотилась в зороастриазме. Однако отсутствие природных рубежей, способных остановить экспансию Ближневосточной цивилизации, привело к включению дочерних цивилизаций Бактрии, Маргианы, Согдианы в состав Персидской державы, а следовательно, в зону распространения ближневосточной культуры. Зороастризм стал господствующей религией державы Ахеменидов.Иная ситуация сложилась в зоне западного влияния месопотамской культуры, где оно пересекалось с египетским. Два фактора оказывали деформирующее воздействие на распространение ближневосточной культуры в Восточном Средиземноморье – иная ландшафтная зона в Анатолии и на Балканах и давление этносов индо-европейского происхождения. Уже в эпоху бронзового века на территории Анатолии и Балкан сформировались совершенно иные, чем в Месопотамии, природно-хозяйственные комплексы. Особенно большое влияние оказывала близость моря, наложившая отпечаток на культуру Крита и островов Эгеиды. Однако в эту эпоху приобщение древних средиземноморцев и их северных соседей – индо-европейцев к достижениям месопотамской и египетской культур только развивалось. Поэтому культура Минойской цивилизации Крита и Микенской цивилизации Балкан выглядят на первый взгляд столь своеобразными по отношению к материнским цивилизациям. Местный этнический компонент еще преобладал в их культуре, однако общественная организация строилась на сходных принципах.Качественные изменения внес третий фактор – переход Ближнего Востока и Средиземноморья к железному веку. Распространение железа было, хотя и меньшей по масштабам, чем переход к производящему хозяйству или промышленному производству, но заметной технологической революцией в истории человечества. Она привела к окончательному отделению ремесла от сельского хозяйства, а следовательно, развитию разделения общественного труда, специализации и качественному изменению в человеческих отношениях, которые лишь с этой поры стали принимать форму экономических.Изменение экономической основы всколыхнуло все общество Ближн
  • Античность обрела общечеловеческую значимость, в нее уходит корнями европейская цивилизация. Термин «античность» (лат. antiquus) в широком смысле означает древний, в узком — это культура Древней Греции и Древнего Рима, ее временные рамки — от III-II тысячелетия до н. э. до V века н. э. , когда произошло крушение Римской империи. Становление античности как органического целого сложно и противоречиво. Обе ее составляющие (древнегреческая и древнеримская культуры) формировались на базе гражданской общины, которая определила основную шкалу ценностей. античная культура внутренне неоднородна, так как включет в себя древнегреческую и древнеримскую составляющие, которые обладают своей спецификой. античная культура не есть нечто неизменное. Она динамична и в своем развитии проходит ряд относительно самостоятельных этапов (например, греческая классика, эллинизм, ранний и поздний и др.) , каждый из которых вносит свой вклад в культурное целое.Античная культура формируется в рамках рабовладельческого общества, где главное социальное противоречие — противопоставление свободных (рабовладельцев) и несвободных (рабов) . Но именно эта ступень общественного развития освободила категорию свободных от тягот физического труда и создала условия для бурного и разностороннего развития всех видов культурной деятельности (материального производства, научно-философских знаний, художественного творчествеа и пр.) . Греко-римская античность — колыбель западноевропейской культуры. Как говорил Я. Буркхард, швейцарский историк: «Мы видим глазами греков и говорим их оборотами речи». Достаточно вспомнить ставшие привычными выражения: «олимпийское спокойствие», «гомерический смех», «сизифов труд», «титанические усилия» и др. Греческая культура тесно связана с римской культурой, но они не тождественны, каждая из них самобытна.Античность, греческая и римская, как и страны Древнего Востока, прошла определенные ступени, как то: ослабление и разрушение органов родового строя, родоплеменных связей и укрепление территориальных. На разрушение родового строя повлияло дальнейшее углубление разделения труда — обособление ремесла от земледелия, усиление разложения натурального хозяйства, рост дифференциации ремесла. Все это вызвало увеличение производительности труда, а значит, появление прибавочного продукта, который можно обменивать или продавать, т. е. формирование рыночных отношений. Развитие торговли и торгово-денежных отношений привело к накоплению богатства не только в виде натурального продукта, но и в денежном выражении, сначала в виде кусков металла (железа, меди и пр.) . Настоящие деньги, т. е. монеты, имеющие государственную печать, появились в VII в. до н. э. (их состав — электрон — металл, содержащий золото, смешанное с серебром) . Возникло торговое сословие и ростовщики, ссужающие деньги под проценты и получающие от денежных операций прибыль. С развитием ремесла и торгово-денежных отношений формируются специальные поселения, где концентрируется ремесленное и торговое население — поселения городского типа или polis-ы (polis — город-государство) . В них все слабее ощущается зависимость населения от родовой знати и усиливаются профессиональные связи. В городах появляются целые кварталы, заселенные ремесленниками одной специальности (жестянщиками, кожевенниками и пр.) . Подобные поселения превращаются в крупные торгово-промышленные центры. Растет количество таких центров — городов. Распад общинной, родовой собственности и формирование частной собственности, преимущественно мелкой и средней .В значительной мере богатства накапливаются у родовой знати, захватившей собственность, прежде всего землю. Многие крестьяне остаются без земли, попадая подчас в долговую кабалу. Мифологическому герою Тесею (в греческой мифологии — сыну афинского царя) предание приписывает деление населения на несколько категорий: евпатридов (эвпатридов) , т. е. родовую знать, геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников) . В Древнем Риме -

Предыдущий:

Следующий: