Полонез — величественный танец


Полонез — величественный танец. В чем его величие и какова история?

  • Полоне’з (польск. polonez, фр. polonaise, от фр. polonais — польский) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца — ¾. Возникший в Польше около XV века под именем «ходзоный» (польск. chodzony) сперва полонез был исключительно свадебным танцем. Затем, несколько видоизменившись, он сделался непременным атрибутом любых народных торжеств. Именно величественный полонез открывал танцы на любом народном празднике. Часто размеренный и плавный полонез перемежался другими народными танцами, такими как мазурка или оберек: веселящаяся молодёжь, сделав несколько фигур полонеза, без ведома музыкантов ускоряла темп и переходила к более быстрым танцам. Оркестр в таких случаях следовал за танцующими. Затем, устав от быстрых и сложных движений мазурки или оберека, молодежь также внезапно вновь переходила на полонез. В результате часто полонез не только начинал, но и заканчивал танцы, как бы обрамляя их. Во всех областях Польши народный полонез танцевали с припевками. Спевший самый красивый куплет получал право вести танец. Его, в свою очередь, мог сменить через несколько фигур новый победитель. Полонез был одним из самых любимых поляками народных танцев. Его сравнительно незатейливую хореографию крестьяне старательно украшали дополнительными деталями. Например, в XVI—XVII веках девушки танцевали ходзоный в венках. Идя одна за другой, девушки тайком поглядывая на юношей, следовавших за ними. Затем девушки снимали венки и дарили их юношам, которые им нравились и своим возлюбленным, и только после этого составляли пары танца. Юношей и девушек сменяли семейные пары. Молодым людям в таких случаях не разрешалось танцевать с замужними женщинами или вдовами. Народный полонез был известен под разными названиями, в основном отражающими его торжественный, праздничный характер, неспешность и плавность движений. Эти названия можно условно разделить на следующие группы: Название подчёркивает особенности танца: ходзоный (польск. chodzony) — дословно «ходимый» , «вышагиваемый» ; пеший (польск. pieszy); генсий (польск. gęsi) — дословно «гусиный» (то есть танцуемый друг за другом, гуськом) . Название отражает торжественность танца: велький (польск. wielki) — дословно «большой» , «великий» ; стародавный (польск. starodawny) — дословно «стародавний» , «традиционный» ; старосветский (польск. staroświecki); окронглый (польск. okrąg1y) — дословно «округлый» , «плавный» ; Название отражает темп танца: вольный (польск. wolny) — дословно «медленный» ; повольный (польск. powolny) — дословно «медленный» ; поволей (польск. powolej) — «медленным [шагом]» . Иногда полонез танцевали с хмелем, свечой и другими предметами в руках. В зависимости от них, бытовали следующие названия этого танца: хмелёвый (польск. chmielowy) — то есть танец с хмелем; ходзоный зе свецом (польск. chodzony ze świecą) — дословно «пеший [танец] со свечой» . До сих пор в Польше танцуют свадебный полонез с кружками пива или со свечами, а то и с факелами. Часто полонез называли также «польским танцем» (польск. taniec polski) или просто «польским» . В конце XV — начале XVI веков ходзоный начал распространяться и в среде мелкой шляхты. Однако в замки магнатов полонез проник только к концу в XVI века, где превратился в пышный дворцовый танец. В 1573 году польским королём был избран Генрих Валуа (будущий французский король Генрих III). Вероятно, к этому времени относится и первое знакомство Западной Европы с полонезом. Французские балетмейстеры несколько переработали ходзоный, приспособив для придворных торжеств, в результате чего при дворе польских королей он стал элементом придворного церемониала, своеобразным парадом шляхты перед монархом. В XVII веке полонез стал популярным во всей Европе
  • Дайте руку, пани, как опасно, Словно страсть, отлитая в железе, Вы идете нежно, тонко, властно В королевском танце – полонезе. Руденко И. В. Полонез – танец, которым в старые времена открывали светские балы, тем самым подчеркивая торжественность и церемониальность происходящего. История возникновения полонеза Историки многие десятилетия пытались найти истоки происхождения полонеза. Существовало несколько основных гипотез: 1. Это парадный танец, впервые исполненный в 1574 году для ступившего на трон короля Польши Генри III. 2. Полонез – танец французский, так как именно с этого языка осуществляется перевод его названия. 3. Танец может иметь испано-арабское происхождение. 4. Это танец родился в Познаньском регионе Польши. Однако, по самой распространенной версии, полонез возник как свадебный танец приблизительно в XV веке и назывался «ходзонный» , то есть «вышагиваемый» и постепенно стал непременным атрибутом на народных празднествах. Обычно он торжественно открывал и закрывал праздник. В среду шляхтичей, а затем и в замки магнатов, ходзонный танец пришел только в XVI веке, став еще пышнее церемониальнее. Вероятно, со временем, именно этот танец и был представлен для торжеств и церемоний во время избрания королем Генриха Валуа (впоследствии французский король Генрих III). Его описывали как торжественное шествие, и назывался он «Танец Великий» . Возможно, именно этот танец ближе всего по характеру исполнения похож на полонез, ставший известным и популярным лишь в начале XVIII века. Со временем полонез изменялся и в итоге перестал быть простым шествием – теперь танец включал и фигуры. Обычно фигуры (движения) предлагала первая пара в шествии, а остальные должны были их повторять. Считалось неприемлемым исполнять этот танец в паре законным супругам – хозяевам приема. Обычно хозяин дома приглашал самую именитую гостью, а хозяйка – самого важного гостя. Присутствие императорской четы на торжестве делало обязательным их танец с хозяевами дома: первая пара – император и хозяйка праздника, вторая пара – императрица с хозяином. Базовые движения полонеза – это шаги, исполняемые в определенной последовательности. Партнеры делают внешней по отношению друг к другу ногой шаг на носок, затем также внутренней, третий шаг — внешней ногой на стопу. Получается базовое движение: полупальцы, полупальцы, стопа. На первом счете традиционно делается плие (легкое приседание) , а дальнейшее движение происходит в распрямленной фигуре с развернутыми плечами с гордой и величавой осанкой. Танец имеет музыкальный размер — 3/4. Основные фигуры полонеза Променад Одна из базовых фигур, в которой все танцующие осуществляют движение вслед за первой парой против часовой стрелки. Колонна При повороте первой пары налево к началу зала, все остальные вслед выстраиваются колонной. Фонтан Фигура предполагает расхождение партнеров в противоположные стороны и шествие по полукругу в конец зала. Каждая последующая пара расходится именно в том месте, где это сделала первая пара. Обход дамы Это фигура, в которой партнерша делает четыре шага против часовой стрелки, обходя кавалера, стоящего на одном колене. Происхождение .Краковский вариант. Название подчёркивает особенности танца:



Предыдущий:

Следующий: