Почему в русских народных сказках избушка на курьих…


Почему в русских народных сказках избушка на курьих ножках?

  • А че, на гусеницах должна быть чтоль?.. .Или иметь поворотный механизм (к лесу — задом, ко мне — передом) как у телескопов-абсерваторий?…
  • Уже тогда мечтали о небоскребах
  • Читал что она символизировала границу между миром живых и мертвых, а у славян был обычай ставить гробы с покойниками на столбах вдоль дорог. Отсюда это перешло в фольклор
  • В заливных, пойменных лугах и болотистой местности ставили временные охотничьи домики и сторожки на сваях. . В ненастные сезоны в них никто не жил, да и стояли они на отшибе от сёл и деревень. . Вот бабуля и жила в таком, подале от народа..
  • Просто сказка она на то и есть, что бы там было что то удивительное, которое никогда не встретится в обычном для нас мире!
  • В старину избы на берегах рек ставили на деревянные сваи (толстые деревья с корнями, внешне напоминающие куриные ноги) . Очень часто в таких избах жили ведуньи.
  • говяжьи были бы не о чем))
  • Потому что фантазия у сказачников богатая
  • Генезис Избушки на курьих ножках В русских народных сказках Баба Яга — один из самых загадочных и колоритных персонажей, а ее обиталище — избушка на курьих ножках, пожалуй, самое загадочное сказочное жилище.Мне всегда было интересно, какова реальность, лежащая под толстым слоем вымысла, так как я никогда не сомневался, что странная конструкция избушки имеет какой-то реальный прототип.Для начала наиболее общепринятая версия о избушке . Вкратце изложена здесь.Поскольку Баба Яга выступает как представительница мира мертвых (хотя, на сколько я могу судить, это напрямую ниоткуда не следует) или проводник в оный, многие исследователи делают из этого выводы о том, что Бабу Ягу нужно непременно связывать с погребальными культами древних славян.Древние славяне кремировали своих предков, а после кремации помещали прах в особые могильные домики на высоких столбиках. Вот такие могильные домики, по мнению исследователей, и являются прообразом сказочной избушки .Отголоски языческого обряда дошли и до наших дней. На погостах русского Севера и по сей день можно увидеть на могилах вот такие кресты-домовины:И в ступе — не менее чудном чем домик транспортном средстве бабы Яги — тоже видят связи с погребальным культом. У индусов так вообще ступа — культовое погребально-мемориальное сооружение.Ну так тож у индусов! Но правда говорят, и в отечественных захоронениях ступа весьма частовстречающийся артефакт. В принципе, мне эта погребальная версия даже нравится. Стройная, логичная…И до тех пор, пока я не открыл книгу по русской архитектуре, я в ее правильности не сомневался.Однако всегда смущало одно НО. В сказках избушка ВРАЩАЕТСЯ.Чего о могильных домиках, конечно, не скажешь.Вообще, надо сказать, домики на столбах для древнерусского зодчества явление вполне обыденное. На столбы или пни ставили и амбары, и колокольни, и жилые постройки. Во-первых, холодно, во-вторых: весенний разлив воды, в-третьих : мыши…Но только один тип постройки на одном из этих столбов вращался.Это, конечно… МЕЛЬНИЦА…Слово учебнику: Русскими плотниками создано много разнообразных и остроумных вариантов мельниц. Уже в наше время зафиксировано более двадцати разновидностей их конструктивных решений. Из них можно выделить два принципиальных типа мельниц: «столбовки» Мельницы столбовки:а — на столбах; б — на клети; в — на раме. и «шатровки» . Первые были распространены на Севере, вторые — в средней полосе и Поволжье. Оба названия отражают также принцип их устройства. В первом типе мельничный амбар вращался на врытом в землю столбе. Опорой служили либо дополнительные столбылибо пирамидальная бревенчатая клеть, рубленная « в реж» ,либо рама.Принцип мельниц-шатровок был иной Мельницы шатровки:а — на усечённом восьмирике; б — на прямом восьмерике; в — восьмерик на амбаре. нижняя их часть в виде усеченного восьмигранного сруба была неподвижной, а меньшая по размеру верхняя часть вращалась под ветер. И этот тип в разных районах имел немало вариантов, в том числе мельницы-башни Не она ли, типичная для русского севера мельница-столбовка и есть избушка на курьих ножках ?Что мне особо нравится в этой гипотезе, так это то, что при таком раскладе не приходится выдумывать погребальное объяснение ступе.Ступа является весьма логичным атрибутом для хозяйки мельницы. Ибо СТУПА — это МЕЛЬНИЦА и есть, только ручная. На заброшенной мельнице в народных сказках как правило живет всякая нечисть. Однако, в большинстве случаев, мельница все-таки олицетворяет добро и достаток. Поэтому не понятно, почему она оказывается в руках злого персонажа (впрочем, злого ли?) . http://www.blogbuster.ru/2006/01/27/genezis-izbushki-na-kurih-nozhkah/
  • курьи это не куриные, а обкуренные дымом. в древности когда человека хоронили, деревянный гроб ставили на сваи, а снизу зажигали костер. люди верили, что душа с дымом костра поднимается в небо. отсюда появилась баба-яга—нечисть, живущая в таком гробике
  • 1. Они на самом деле КУРНЫЕсм Курная избаДревний погребальный обряд включал в себя обкуривание ножек «избы» без окон и дверей, в которую помещали труп. избушка на курьих ножках в народной фантазии была смоделирована по образу славянского погоста-маленького домика мертвых. Домик ставился на опоры-столбы. В сказках они представлены как куриные ножки тоже не случайно. Курица-священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов. В домик мертвых славяне складывали прах покойного. Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. Вот почему наш сказочный герой постоянно приходит к избушке на курьих ножках-чтобы попасть в иное измерение времени и реальность уже не живых людей, а волшебников. Другого пути туда нет. Куриные ноги — всего лишь «ошибка перевода» . «Курьими (курными) ножками» славяне называли пеньки, на которые и ставилась изба, то есть домик Бабы-Яги изначально стоял всего лишь на закопчённых пеньках. С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Баркова интересно трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира) , то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти. Название „курьи ножки“ скорее всего произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.) . Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых) . Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)» . «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём» . (Энциклопедия «Славянская мифология и эпос» , ст. «Верования древних славян» )2 Курья ножка — развилка одной дороги на три. Избушка на курьей ножке — избушка, стоящая на развилке
  • на самом деле это были курильные дома в древности! в них курили, и дым вываливался на улицу и плыл по земле!именно поэтому начали говорить курьих — накуренных. а потом миф усовершенствовали и пририсовали ножки куринные. вот откуда
  • Что бы легче было поворачиваться и взлетать.



Предыдущий:

Следующий: