Почему роман Достоевского»Белые ночи»,называют синтиментальным…

почему роман Достоевского»Белые ночи»,называют синтиментальным романом??

  • БЕЛЫЕ НОЧИ. Сентиментальный роман Повесть. 1848, Основные персонажи: Бабушка; Жилец; Мечтатель; Настенька. Повести предпослан эпиграф — неточная цитата из стихотворения И. С. Тургенева «Цветок» : «…Иль был он создан для того, / Чтобы побыть хотя мгновенье / В соседстве сердца твоего?.. » В журнальном варианте имелось посвящение поэту А. Н. Плещееву. Произведение состоит из четырёх глав-ночей (Ночь первая. Ночь вторая…) , вставного небольшого рассказа «История Настеньки» и завершается главкой-заключением «Утро» . Герой повести, молодой бедный совершенно одинокий человек, который уже восемь лет живёт в Петербурге, но так и не нажил знакомых. Он поэт по натуре, мечтатель, он способен, как ему кажется, быть счастливым и в одиночестве, но… так хочется порой поделиться с кем-нибудь своими радостями и горестями! Однажды, возвращаясь поздно вечером после загородной прогулки домой, в свой закоптелый угол, Мечтатель видит стоящую у перил канала девушку. Никогда не решился бы он подойти к ней (а так хотелось-мечталось!) , если б не случай: прохожий нетрезвый господин проявил к девушке недвусмысленное внимание, Мечтатель бросается на защиту… И вот, так случайно познакомившись, Мечтатель и Настенька ещё в течение трёх вечеров встречаются, общаются, исповедуются друг перед другом и — расстаются. Дело в том, что у Настеньки есть жених, который год назад уехал по делам в Москву, обещав ровно через год вернуться и жениться на Настеньке. И вот, как ей стало известно, жених уже три дня в Петербурге, но вестей о себе не подаёт. Мечтателю и выпадает роль конфидента и утешителя бедной девушки. Он, разумеется, влюбляется в Настеньку всем сердцем, но даже и мечтать боится о взаимности, хотя и видит, что она с ним чрезвычайно ласкова… Увы, пропавший было жених объявляется, счастливая Настенька кидается ему в объятия, а бедный Мечтатель остаётся в своём углу опять со своим неизбывным одиночеством, грёзами и чýдными воспоминаниями об этих нескольких белых ночах. Он счастлив воспоминаниями, он благодарит и благословляет Настеньку за дарованное ею счастье: «Да будет ясно твоё небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..» «Белые ночи» Достоевский написал в сентябре-ноябре 1848 г. Произведение это стоит несколько особняком в его творчестве. По светлости и поэтичности тона его можно сопоставить, разве что, только с рассказом «Маленький герой» («Детская сказка») , который писатель позже создаст-напишет в заключении. По существу это — поэма, большое стихотворение в прозе, посвящённое теме мечтательства как образа жизни, как способа существования и выживания. Герои-мечтатели появляются уже в первом же произведении писателя, та же Варенька Добросёлова, к примеру, так сама себя характеризует: «Я была слишком мечтательна… » Чуть позже, в фельетоне «Петербургская летопись» (1847), Достоевский обозначит эту одну из самых кардинальных тем и этот один из самых главных типов во всём его последующем творчестве так: «В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностию, и человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода — мечтателем» . Впоследствии мечтателями станут и Неточка Незванова, и Иван Петрович, и Подпольный человек, и Игрок, и Раскольников, и князь Мышкин, и многие, многие другие герои в мире Достоевского. Уже современники писателя оценили «Белые ночи» практически единодушно высоко. Такие авторитетные критики, как А. В. Дружинин (С, 1849, № 1), С. С. Дудышкин (ОЗ, 1849, № 1), А. А. Григорьев (РСл, 1859. № 5), Е. Тур («Русская речь» , 1861, № 89) и ряд других особо подчёркивали, что это лучшее произведение в русской литературе за весь 1848-й год.
  • сентиментальный = мечтательный. Повесть как раз о таком человеке В самом начале «сентиментального романа» автор знакомит нас с мечтателем. В одну из петербургских белых ночей происходит встреча и знакомство мечтателя с Настенькой. Он сразу же раскрывает ей всё о себе, о своей однообразной, на первый взгляд, жизни. Она отвечает ему взаимностью, и тут, сам того не замечая, мечтатель влюбляется всё сильнее и сильнее в Настеньку. Конечно же, она понимает, чувствует его любовь к себе. При помощи их взаимоотношений, автор раскрывает пред нами множество тем: тема любви, ненависти, обмана, предательства. И вот, когда мечтатель и Настенька уже признались друг другу в своих чувствах, как появляется третий герой, о котором мы многое уже знаем из рассказов Настеньки. Ей приходится делать тяжёлый, не только для себя, но и для остальных героев выбор. Способность передачи неуловимых нюансов состояния души героя – это то, что всегда привлекает в произведениях великого мастера слова Ф. М. Достоевского. «Белые ночи» — одно из первых произведений писателя. Хотя он называл «Белые ночи» «сентиментальным романом» , исследователи называют его повестью. Она была опубликована в 1848 года. В ней расширяется проблематика творчества Достоевского, усиливается психологизм с характерным акцентом на анализ сложнейших, неуловимых внутренних явлений. В повести хорошо поставлена проблема маленького человека, а также автор хорошо отрабатывает психологический анализ. Завязка истории – это встреча двадцатишестилетнего молодого человека и девушки Настеньки, происшедшая на набережной в одну из петербургских белых ночей. Далее автор использует излюбленный принцип исповедального самораскрытия характеров. Главный герой называет себя мечтателем, человеком среднего рода. Он постоянно задается вопросами: «Куда я схоронил свои лучшие годы?» , «Я жил или нет?» … Настенька почти всю жизнь провела около слепой бабушки, которая за непослушание пришпилила ее платье к своему. Девушка влюбляется в их соседа, признается в любви, а он уезжает и обещает вернуться за ней через год. Мечтатель и Настенька встречаются каждую ночь на набережной. Герой все сильнее и сильнее влюбляется в нее. Девушка отвечает взаимностью. И постепенно теряет надежду дождаться того, кого любит больше жизни. В четвертую ночь дожидается… Настенька забывает, что еще минуту назад она признавалась в любви Мечтателю и договаривалась с ним о переезде в дом ее бабушки… Мечтатель ни в чем не упрекает Настеньку. Лишь благодарит за то, что подарила ему самые счастливые минуты жизни… И снова он остается наедине со своим мыслями… Говоря о художественном своеобразии романа, нельзя не отметить, что почти каждая глава (а номер главы соответствует числу дней знакомства Мечтателя и Настеньки) начинается с пейзажа, благодаря которому можно предугадать настроение героя к концу главы. Критики назвали «Белые ночи» одним изсамых поэтических произведений русской литературы. Это произведение — отличный пример мастерства Достоевского как писателя и как психолога.



Предыдущий:

Следующий: