Почему лесков изменил название произведения человек на часах? «Человек…


почему лесков изменил название произведения человек на часах?

  • «Человек на часах» Лескова — рассказ, написанный в 1887 году, — имел название «Спасение погибавшего», когда он впервые был напечатан в журнале «Русская мысль». В том же году и под тем же названием произведение было включено в издание «Повести и рассказы» Лескова. Впоследствии название рассказа было изменено автором, по рекомендации издателя и по соображениям цензуры. Отмечают, что самому Лескову название «Человек на часах» нравилось гораздо больше и по идейному замыслу. Так как главный герой рассказа, по его мнению, — ЧАСОВОЙ, совершивший подвиг, а не человек, «погибавший» в полынье. Именно ЧЕЛОВЕК НА ЧАСАХ — и есть ГЕРОЙ Лескова, во всех смыслах слова. В основе рассказа лежат правдивые события, имевшие место в действительности. Он был написан со слов отставного директора Александровского лицея. Стоя в карауле на дворцовой набережной, постовой Постников, услышал просьбы о помощи неизвестного человека, тонущего в полынье. Немного поколебавшись, солдат, всё-таки, решается уйти с поста и вытащить утопавшего… Сын писателя отмечает, что он «написан со слов бывшего директора Александровского лицея, генерал-лейтенанта Николая Ивановича Миллера, в момент происшествия с рядовым Постниковым — капитана и начальника караула. Дочь Миллера была замужем за бароном А. Э. Штромбергом, жившим на одной лестнице, дверь в дверь, с Лесковым в 1880—1885 годах. Автор рецензии, помещенной в журнале «Русская мысль» за 1887 год, отмечал, что одной из отличительных особенностей «Человека на часах» является присущий ему христианский гуманизм. Вместе с тем критик указывал на явное противоречие этого гуманизма с духом жестокой николаевской эпохи, изображенной в рассказе. Он писал: «Не лишено, как мы думаем, некоторого значения и напечатание рядом в одной книжке «восточной легенды» и чисто русского рассказа о том, как часовой, оставивши, вопреки «уставу» , свой пост, спас утопавшего и получил за то «наказание на теле» . Рядовой Постников поступал совсем не по «регламентам» , и даже вопреки «регламентам» . Такие люди, «спасая жизнь другому человеку» , губили самих себя» . («Русская мысль» , 1887, сентябрь, «Библиографический отдел» , стр. 535).



Предыдущий:

Следующий: