Основные направления внешней и внутренней политики Владимира…

Основные направления внешней и внутренней политики Владимира Мономаха.

  • Все историки единодушны в выводе, что В. Мономах проводил мудрую, взвешенную внутреннюю и внешнюю политику . При нем практически прекратилась междоусобица, поскольку он умел найти подход к самым разным по характеру и поведению князьям и боярам, но вместе с тем карал беспощадно мятежников. Соседи Киевской Руси тоже почувствовали решительность и твердость В. Мономаха . В 1116 году его войска разгромили половцев, обеспечив надолго спокойствие на южных границах. Под угрозой нашествия русских дружин византийский император согласился в 1122 году женить своего сына на внучке великого киевского князя, что придало отношениям двух сильных государств более безопасный и предсказуемый характер. Международный авторитет Киевской Руси при В. Мономахе заметно вырос. Этот князь стал образцом для подражания для многих поколений властителей нашей страны. «Память о Владимире Мономахе , – отмечает академик Б. Рыбаков, непревзойденный знаток истории древнерусского государства, – в самых поэтических формах сохранялось и в начале XII в. («Слово о полку Игореве») , и в начале XIII в. (Ипатьевская летопись и «Слово о погибели земли Русской») . Даже в XV — XVI вв. во время создания Российского централизованного государства вспоминали «старого Владимира ». Иван III венчал своего внука на царство «шапкой Мономаха » (изготовленной в конце XV в.) ; а Иван Грозный украсил свое царское место в Успенском соборе сценами из военной и государственной деятельности Владимира Мономаха . Мономах пришёл к власти после кровопролитного восстания в Киеве, когда киевское боярство, уставшее от княжеских междоусобиц, напуганное восстанием низов, пригласило на престол отважного и мудрого переяславского князя. Внутренняя политика Мономаха была направлена на смягчение самых кричащих, опасных противоречий, разъедающих ткань древнерусского общества. Мономах дополнил «Русскую правду» «Уставом Владимира Мономаха ». Устав упорядочивал взимание процентов ростовщиками, улучшал правовое положение купечества, регламентировал институты холопства и закупничества. Иными словами, древнерусское государство в лице Мономаха пыталось в какой-то мере защитить интересы простых общинников («люди» в «Русской правде» ) от произвола «сильных мира сего» — бояр, княжат, старших и «молодших» дружинников, а так же ростовщиков. При Мономахе вырос международный вес и авторитет Руси, на «половецком фронте» наступило относительное затишье. Годы правления Мономаха – время расцвета древнерусской культуры. При Мономахе монахом Киево-Печерского монастыря Нестором была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет» . Примечательно, символично, что Мономах вошёл в историю не только как выдающийся политик и воин, но и как писатель, Учитель. Главное произведение Мономаха – «Поучение» , известно нам благодаря Лаврентьевской летописи, где оно читается под 1096 годом. «Поучение» – одно из первых дошедших до нас светских произведений, написанное Мономахом в назидание своим детям и потомкам. Владимир начал писать «Поучение» после съезда князей в Любече, когда на Руси вновь вспыхнули междоусобицы. Поэтому весь его текст проникнут страстным призывом к единству Руси, к объединению всех сил для борьбы с внешними врагами. «Поучение» состоит из трёх частей. Видимо Мономах работал над «Поучением» до конца жизни. В «Поучении» князь подводит итоги своей государственной деятельности, и, шире, всего земного пути. Рассказывает нам об отношении к вере, власти, поданным, Родине, врагам. «Поучение» отличает своеобразный «воинствующий дидактизм» , нравственная позиция автора высказана исчерпывающе определённо и страстно. Поучение читается на одном дыхании, как завет не только сыновьям, но и «иным, кто прочтёт» , завет потомкам.
  • Владимир Мономах был так силен и пользовался таким влиянием на младших князей, что никто из них уже не пытался оспаривать у него старшинство. Заняв киевский стол, Владимир Мономах обратил все свое внимание на устройство своего княжества. Ему приписываются важные дополнения к кодексу «Русская Правда». Месть за убийство была устранена и заменена платежом денежного штрафа; ограничено было взимание процентов при займе; значительно облегчено положение холопов, запрещено обращать в холопство за долги и т. п. Эпоха Владимира Мономаха была также расцветом художественной и умственной деятельности на Руси. В Киеве и других городах было воздвигнуто много больших и красивых храмов и переведено на славянский язык много греческих книг. Сам Владимир Мономах написал так называемое «поучение» своим детям. «Никого смертью не казнить», «все делать самим, во все вникать, не полагаться на тиунов и воевод», «в походе самим снаряжать стражу, а проходя с войском по русским землям, не дозволять делать вреда жителям». Наконец, он велит своим детям учиться, указывая на своего отца Всеволода, который, сидя дома, выучился пяти языкам. Владимир Мономах скончался в 1125 г. близ Переяславля, 72 лет от роду. По собственным словам его в поучении детям, он совершил 83 крупных похода («маловажных не упомню»), заключил с половцами 19 мирных договоров, взял в плен более 100 их ханов, а более 200 казнил и потопил в реках.

Предыдущий:

Следующий: