Наука-это? Знание Нау’ка — сфера человеческой деятельности, направленная…

наука-это?

  • Знание
  • Нау’ка — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.
  • Не вся, но путь в тупик
  • Это прямая противоположность вере (религии) , когда любой постулат, любая идея или гипотеза, подлежит обоснованному и аргументированному доказательству. Бремя доказательства возлагается на выдвинувшего эти предположения, а не предлагается опровергать оппонентам. Они приобретают силу закона лишь после неоднократного подтверждения опытом разными экспертами.
  • ЧТО ТАКОЕ НАУКА? Наука — это область профессиональной человеческой деятельности Наука — эта та область деятельности, где основной целью является получение самого научного знания. Говоря о науке, необходимо иметь в виду три ее аспекта: — наука как социальный институт (сообщество ученых, совокупность научных учреждений) ; — наука как результат (научные знания) ; — наука как процесс (научная деятельность) . НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ В систему научных учреждений входят сотни научно-исследовательских институтов, технологические и проектные институты, научные библиотеки, музеи и заповедники. Значительная часть научного потенциала сосредоточена в вузах. Тот факт, что в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях и т. д. все больше работает кандидатов и докторов наук, говорит о том, что и эти учебные заведения все активнее будут вовлекаться в научно-исследовательскую деятельность. Наука как социальный институт может функционировать лишь при наличии квалифицированных научных кадров. Подготовка кадров осуществляется через аспирантуру или соискательство ученой степени кандидата наук, которая присуждается лицам с высшим образованием, сдавшим экзамены кандидатского минимума, опубликовавшим результаты исследования и публично защитившим кандидатскую диссертацию. Из числа кандидатов наук через докторантуру или соискательство готовятся научные кадры высшей квалификации — доктора наук. Наряду с учеными степенями преподавателям вузов присваиваются ученые звания как ступени их педагогической квалификации: доцента (в основном из числа кандидатов наук при наличии стажа преподавательской работы в вузе и опубликованных научных трудов) и профессора (в основном из числа докторов наук при наличии крупных научных работ) . НАУКА КАК РЕЗУЛЬТАТ В этом смысле наука определяется как система достоверных знаний о природе, человеке и обществе. Важно подчеркнуть в этом определении два существенных признака: — наука рассматривается как взаимосвязанная совокупность знаний по всем известным на сегодняшний день человечеству вопросам и отвечает требованиям полноты и непротиворечивости; — речь идет только о достоверных знаниях — в отличие от бытовых, житейских знаний каждого человека. Необходимо отметить следующие свойства науки как результата: 1. Кумулятивный характер развития научного знания — за каждые десять лет объем научных знаний удваивается. 2. Дифференциация науки. Накопление научных знаний приводит к дифференциации, к дроблению наук. Появляются новые и новые отрасли научного знания, например: социальная психология, гендерная психология и т. д. 3. По отношению к практике наука как система знаний имеет следующие функции: • описательная — сбор и накопление данных, фактов. С этой функции начинается любая наука, так как она может базироваться только на большом количестве фактического материала. Так, например, научная химия могла появиться только тогда, когда ее предшественниками — алхимиками был накоплен огромный фактический материал о химических свойствах различных веществ; • объяснительная — объяснение явлений и процессов, их внутренних механизмов; • обобщающая — формулирование законов и закономерностей, систематизирующих и вбирающих в себя многочисленные разрозненные явления и факты. В качестве классических примеров можно привести классификацию биологических видов К. Линнея, теорию эволюции Ч. Дарвина или тот же периодический закон Д. И. Менделеева; • предсказательная — научные знания позволяют заблаговременно предвидеть неизвестные ранее процессы и явления. Так, например, «на кончике пера» были совершены открытия планет Уран, Нептун, Плутон, с точностью до секунд астрономы могут рассчитать столкновение Земли с какой-либо кометой и т. д. ; • предписывающая, или нормативная, — научные знания позволяют, например, оптимально выстраивать государственные стандарты на те или иные изделия или технологии, которые становятся обязательными для выполнения на производств. Ваня, науку как процесс читай по ссылке.
  • Совокупность методов познания окружающего мира.

Предыдущий:

Следующий: