МОжно ли считать поединок между Кирибеевичем и Калашниковым дуэлью? Образы…

МОжно ли считать поединок между Кирибеевичем и Калашниковым дуэлью?

  • Образы Ивана Грозного, опричника Кирибеевича, купца Калашникова Ещё сочинения по заданной теме ЭТЮД О КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОМ ДЕТЕКТИВЕ Мое отношение к поступку купца Калашникова (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова) Пісня про царя івана васильовича, молодого опричника й відважного купця калашникова Материал к уроку: “Песня про царя Ивана Васильевича… &quot Связь «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» с устным народным творчеством Действительно, не только фольклорно-песенный, но и сам исторический колорит поэмы оставляет яркое впечатление. Как живые встают перед нами образы Ивана Грозного, опричника Кирибеевича, купца Степана Парамоновича Калашникова. Иван IV нарисован в соответствии с народными представлениями — могучим и грозным царем. Он не любит, чтобы перечили его воле, и предает смерти купца Калашникова за то, что тот, убив в кулачном сражении опричника Кирибеевича, отказывается объяснить причину своего поступка. Сюжетную основу поэмы составляет поединок купца Калашникова с царским опричником Кирибеевичем. Кирибеевич — приближенный царя, и в этом смысле его своевольный поступок по отношению к Алене Дмитриевне, столкновение с Калашниковым приобретают социальную окраску. Но победа народного начала над сословно-официальным была невозможна ни в годы николаевской реакции, ни тем более в эпоху Ивана Грозного. Поэма завершается смертью Калашникова, которого по приказанию царя казнят за убийство опричника в кулачном бою. Тем самым раскрывается историческая перспективность народной среды, ее потенциальные возможности. Переключение социального конфликта в русло моральных соизмерению позволило Лермонтову глубже раскрыть противоречия между официально-правительственной сферой и народом. Эту закономерность Лермонтов выявляет через характеры яркие, недюжинные, прибегая в отдельных случаях к романтической тональности. Кирибеевич не просто «злой обидчик» , а, чело век большой силы чувств. Страсть к Алене Дмитриевне, жене купца Калашникова, поглотила его целиком: Как увижу ее, я и сам не свой; Опускаются руки сильные, Помрачаются очи бойкие; Скучно, грустно мне, православный царь, Одному по свету маяться (…) Кирибеевич не хочет считаться ни с желаниями Алены Дмитриевны, ни с нормами общепринятой морали. Он позорит Алену Дмитриевну дерзкими поцелуями, полагая, ЧТО ему, как царскому любимцу, все дозволено. Однако право сословной силы, не подкрепленное правом морали, оказывается несостоятельным. В открытом и честном бою Кирибеевич, утратив самообладание, погибает. Иначе нарисован Калашников. Честь и правда, моральные законы народа для него превыше всего; это, как заметил Белинский, «одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи дадут» . За честь жены, за чистоту народных обычаев Калашников идет на смертельный бой. Не шутку шутить, не людей смешить К тебе вышел я теперь, басурманский сын, Вышел я на страшный бой, на последний бой! » — говорит он своему противнику и убивает его, не страшась царского гнева. Степан Парамонович по физическим данным вряд ли мог превосходить Кирибеевича, профессионального воина, постоянного участника кулачных ристалищ. Но побеждает все-таки Калашников. Кирибеевич не мог устоять в поединке: правда была не на его стороне. Еще до боя, услыхав угрозу Калашникова, он бледнеет, тушуется. Получив удар, опричник падает, будто «сосенка, во сыром бору…» . В противоположность Кирибеевичу, Калашников вступает в бой с сознанием своей правоты. Он защищает не только свою честь, но и нерушимость нравственных устоев, которые освящены народом. Поэтому он побеждает, побеждает силой своего духа. Образ Калашникова выписан широко, эпическими красками. Это цельная личность. В нем олицетворены лучшие стороны народного характера. Калашников не поддается личному искушению даже перед лицом смерти. Вероятно, Грозный — царь жестокий, но по-своему справедливый — простил бы Калашникова, узнав о действительных причинах его мест



Предыдущий:

Следующий: