Кто такие тлинкиты? Что известно о культуре этого народа? Одна…

Кто такие тлинкиты? Что известно о культуре этого народа?

  • Одна из индейских народностей с-з побережья, т. н. русской Америки..
  • Тлинкиты — индейцы, проживающие в Канаде и США, в районе Аляски и острове Ванкувер. Самоназвание — тлингит, возможны варианты: лингит, клинкит, означает «человек, люди» . Тлинкиты отличали себя от соседей: хайда, атапасков, квакиутлов, цимшиан, чугачей, эяков.Численность: в 1805 году было только мужчин 10000, в 1930 — 4462 человек.Традиционные верования — магия, тотемизм, шаманизм, анимизм, представлявшие из себя целостный комплекс.Занятия: рыбалка, главным образом на лосося и сельдь, как в реках, так и в море, а также охота на морских и сухопутных животных. Земледелием до прихода европейцев тлинкиты не занимались. Хорошо владели ремеслами, строили каноэ, вырезали из дерева тотемные столбы, посуду, утварь, простую мебель, плели корзины, циновки, изготовляли ткани. Ещё до прихода европейцев умели обрабатывать железо. Среди орудий труда тлинкит использовали остроги, гарпуны, плетёные ловушки для рыб, сачки, деревянные и костяные рыболовные крючки, ножи и дубинки для глушения рыб и тюленей. Селения тлинкитов сотояли из домов, которые строились обычно вдоль берега реки или бухты, фасадам к воде. Небольшие селения имели по 4 — 5 домов, и около 100 человек населения, крупные — до 25 домов и около 1000 человек населения. Летом на рыбалке и охоте они сооружали временные шалаши. Тлинкиты вели торговлю, например с атапасками, предмет торговли — шкуры, меха, одежда.
  • Тлинкиты — индейцы северо-западного побережья Америки.Главным источником их существования была рыбная ловля; рыба лососевых пород составляла их основное питание. Недостаток в растительной пище возмещался сбором диких ягод и плодов, а также водорослей. Для каждого вида рыбы или морских животных существовали особые гарпуны, дротики, копья, сети. Тлинкиты пользовались костяными и каменными шлифованными орудиями. Из металлов им известна была лишь медь, которую они находили в самородном виде; её ковали холодным способом. Чеканные медные плитки служили средством обмена. Гончарство не было известно. Пищу варили в деревянных сосудах, бросая в воду раскалённые камни.Тлинкит Ситка Джейк в головномуборе и накидке типа чилкатУ этого племени не было ни земледелия, ни животноводства. Единственным прирученным животным была собака, которая использовалась на охоте. Интересен способ, которым тлинкиты получали шерсть: они загоняли в огороженные места диких овец и коз, стригли их и снова отпускали на свободу. Из шерсти ткали накидки, позднее из шерстяной ткани стали изготовлять рубашки.Тлинкиты жиличасть года на берегу океана. Здесь они охотились на морского зверя, главным образом на морскую выдру. Дома возводились из оструганных каменным теслом брёвен, без окон, с дымовым отверстием в крыше и маленькой дверцей. Летом тлинкиты поднимались вверх по течению рек для ловли лосося и собирания плодов в лесах.У тлинкитов, как и у других индейцев северо-западного побережья, был развит обмен. Сухая рыба, истолчённая в порошок, рыбий жир и меха выменивались на изделия из кедра, на наконечники копий и стрел, а также на различные украшения из кости и камня. Предметом обмена были также рабы-военнопленные.Тлинкитский воин в доспехахОсновной общественной единицей северо-западных племён был род. Роды, называвшиеся по именам тотемных животных, объединялись во фратрии. Отдельные племена стояли на разных ступенях перехода от материнского рода к отцовскому; у тлинкитов при рождении ребёнок получал имя материнского рода, но в отрочестве ему давалось второе имя — по отцовскому роду. При заключении брака жених отрабатывал у родителей невесты год или два, затем молодые уходили в род мужа. Особо близкие отношения между дядей с материнской стороны и племянниками, частичное наследование по материнской линии, сравнительно свободное положение женщины — все эти черты говорят о том, что у племён северо-западного побережья сохранялись значительные пережитки матриархата. Существовала домашняя община (барабора) , ведшая общее хозяйство. Развитие обмена способствовало накоплению излишков у старейшин и вождей. Частые войны и захват рабов ещё более увеличивали их богатство и власть.Наличие рабства — характерная черта общественного строя этих племён. Фольклор тлинкитов, как и некоторых других северо-западных племён, рисует картину зачаточной формы рабовладения: рабы находились во владении всей родовой общины, вернее её подразделения, бараборы. Такие рабы — по нескольку человек на барабору — выполняли домашние работы и участвовали в рыбной ловле. Это было патриархальное рабство с коллективным владением рабами-военнопленными; рабский труд не составлял основы производства, а играл подсобную роль в хозяйстве.
  • Тлинкиты, индейское племя рыболовов и охотников, опытных мореходов, населявшее в прошлом Ю-В побережье Аляски и прилегающие к нему острова. Язык относится к на-дене языкам. Наряду с делением на тотемные фратрии и роды с матрилинейным счётом происхождения и наследования у Т. существовали наследственное рабство, социальное неравенство, складывалась военная демократия. Современные Т. живут в нескольких селениях и городах Аляски (главным образом рыбаки, лесорубы, строительные рабочие). Можно посмотреть на современного http://www.youtube.com/watch?v=JHF4mFbMHEkТлинкиты считали землю плоской, небо твёрдым, звёзды — кострами в жилищах духов, солнце и луна были для них живыми, понимающими язык людей. Земля, согласно мифу, покоилась на гигантском столбе в виде лапы бобра, его удерживала подземная старуха Агишануку (Айишанаку) . Землетрясения происходили, по их мнению, из-за борьбы Агишануку с человеком-вороном Йэлом (главный герой их мифов) . Тлинкиты верили в числовую магию, их магическим числом было 4, как и у многих народов северной Америки.

Собственно, оно символизирует 4 сезона, 4 стороны света и т. д. Их мир был населён множеством духов и душ людей и животных. Духи покровительствовали озёрам, рекам, ледникам, горам и другим стихиям. Например, главным подводным духом был Конакадет. Богатый фольклор, эпос о Вороне, миф о гигантской птице-Гром по имени Хетл, распространены танцы и игры. В прикладном искусстве, как уже было сказано, была развита резьба по дереву, существовали её разные стили.



Главными мотивами изображений были орлы, медведи, бобры и другие животные. У тлинкитов вороний эпос получил оптимальное развитие (по уровню циклизации с ним сравним только вороний эпос коряков и ительменов) , не утеряв и не ослабив при этом всей полноты исходных религиозно-мифологических представлений о Вороне как первопредке, демиурге, культурном герое, великом колдуне и одновременно мифологическом плуте. Исключительное значение Ворона в тлинкитских мифах поддерживается разделением тлинкитов на фратрии Иеля и Канука, т. е. Ворона и Волка (или Орла у северных тлинкитов) . Члены фратрии Иеля считают Ворона своим родоначальником. «Что и как делал и жил Эль, так точно живем и мы»Образ Ворона широко используется для декорирования ритуальных домов и тотемных столбов. В мифах Ворону как демиургу и культурному герою приписывается создание людей (из корней и листьев) , раскрашивание птиц, добывание света и небесных светил (изредка земного огня) и пресной воды (ср. сходный мотив у коряков) , регулирование прибоя, «освобождение» лосося и начало рыболовства или получение лосося от хозяйки лосося. Ворон учит людей устраивать праздники, выполнять шаманские и похоронные ритуалы, делать ловушки для рыб, крючки, гарпуны, лодки и т. п. , он устраивает деление племени на роды после потопа, устанавливает обычай патлача.

Тлинкитские мифы о культурных деяниях Ворона описывают не только созидание отдельных элементов природы и культуры, но также космическое упорядочение (регулирование прибоя) и космизацию хаоса. Параллельно с мифами о культурных деяниях Иеля у тлинкитов имеется множество мифологических анекдотов о Вороне-трикстере. Во всех этих рассказах Ворон либо отнимает пищу у других существ (в царстве теней или касаток, у орла или маленькой птички, у играющих салом мальчиков и др.) , либо утаивает провизию для себя, обделяя других с помощью хитрости (отсылает племянника за топливом или отпугивает соседей мнимыми опасностями от китовой туши и т. д.) , либо посредством обмана убивает и съедает свою жертву. Шаманская погремушка[ссылка появится после проверки модератором]




Предыдущий:

Следующий: