Кто такие «футлярные люди?» По маленькой трилогии Чехова Чехов…


Кто такие «футлярные люди?» По маленькой трилогии Чехова

  • Чехов в своем произведении «Человек в футляре» прибегает к описанию «футлярной психологии» . Образ «футлярного» человека заключается в первую очередь во внешности. Антон Павлович наиболее ярко описывает внешность главного героя Беликова, его основные и неизменные черты – это черные очки, теплое пальто на вате (причем в любую погоду) , поднятый воротник, калоши. С собой Беликов всегда носил зонтик в чехле, часы в чехле и даже нож у него был в чехле. Это придает персонажу особую комичность. Поскольку говорить о внутреннем мире «футлярного» человека попросту невозможно, то мы рассмотрим его поведение и место в обществе. Хотя главный герой не является значимым человеком в городе, его опасаются все. Беликов человек угрюмый, молчаливый, осторожный. Причем этой своей осторожностью он и пугает окружающих. Никто не в силах понять, что же у него на уме. Поведение его можно назвать несколько странным, но лишь потому, что персонаж сам по себе выстроен по типу сейфа – кажется, что что-то важное внутри, но снаружи броня, а под броней на самом деле ничего. Главная проблема, которую Чехов пытается передать нам через Беликова – это «футлярность» всего общества. Если обратить внимание, то каждый персонаж представляет собой маленький такой футлярчик со своими страстями внутри. Город, в котором живут наши футлярчики – один большой футляр. Все закрылись, попрятались. Только зачем не ясно. Душу прячут? А прятать-то нечего. Футляры-то пустые. Антон Павлович Чехов комично раскрывает тему «футлярности» , чтобы каждый мог высмеять свои ошибки и не совершать их вновь. Чехова давно уж нет, но произведение все еще актуально, это потому, что «футлярные» люди были, есть и будут в любые времена.
  • Наиболее важным произведением, относящимся к теме «футлярной жизни» и давшим ей название, является рассказ «Человек в футляре», написанный в 1898 году. Этот рассказ представляет собой сочетание конкретной социальной сатиры, материала, связанного с определенной исторической эпохой, и философских обобщений вечных, общечеловеческих вопросов. И название рассказа, и имя его главного героя сразу же были восприняты как социальное обобщение. Главный герой, учитель гимназии Беликов, настолько боится неурядиц, что постоянно хочет спрятаться от жизни, он пытается защититься от «внешних влияний» с помощью каких-либо защитных приспособлений: он постоянно носит черные очки; закладывает уши ватой; в любую погоду надевает калоши, перчатки и не расстается с зонтиком; часы, перочинный ножик прячет в «чехлы». В гимназии он преподает древнегреческий язык, что глубоко символично, ибо в мертвом языке все раз и навсегда подчинено строгим правилам. Даже «мысль свою Беликов также стремился запрятать в футляр», скорее всего, из опасения «как бы чего не вышло». Из описания простого гимназического учителя вырастают точно обозначенные приметы эпохи: тщательно скрываемая мысль, которую стараются поглубже запрятать в футляр; полное запрещение какой бы то ни было общественной деятельности; расцвет шпионства и доносов. Итогом всего этого, его прямым следствием является всеобщий страх. Беликов «угнетал» учителей, «давил на всех», они «стали бояться всего», «подчинялись, терпели». Чтобы ясно показать запуганность русской интеллигенции, автор дает ее представителям такую характеристику: «…стали бояться всего. Бояться громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, бояться помогать бедным, учить грамоте». Описание поведения и привычек Беликова содержит парадокс: человек, который должен был бы чувствовать себя наиболее привычно в среде, им же самим создаваемой, в нравах, им насаждаемых, он первый же и страдает от них. Тот самый Беликов, которого все так боятся, не может даже спокойно спать по ночам. Ему страшно даже в своем футляре, он боится своего повара Афанасия, воров и думает, «как бы чего не вышло». Лучше всего почитай полностью сочинение, довольно интересно…



Предыдущий:

Следующий: