Когда на бортах кораблей стали писать их названия? Где впервые…


Когда на бортах кораблей стали писать их названия? Где впервые это произошло?



  • Впервые дал название кораблю Густав II Адольф! ! Он назвал корабль в честь своего знаменитого деда, короля Густава Васа, который правил в ХVI веке. Но “Васа” — это не имя, а прозвище короля, в переводе означающее “сноп сена”. Король собрал воедино разрозненные части Швеции, как колосья собраны в снопе. Именно Густав Васа перевел Швецию из католичества в протестантство, ввел престолонаследие (до него королей выбирали) , и, наконец, он практически сделал Стокгольм столицей Швеции. Кстати, в те времена названия кораблей еще не писали на бортах. На корме обычно укрепляли герб владельца либо того лица, в честь или память которого построен корабль, и все понимали, как он называется. “Васа” был одним из самых больших и красивых кораблей своего времени, причем не только Швеции, но и Европы. Высота его — 52,5 метра, длина — 69 метров, высота кормы — почти 20 метров. Семьсот самых разных фигур украшали судно.Корабль строился в эпоху барокко — веселое, озорное время. Вот какая-то пышнотелая то ли русалка, то ли нимфа высунула язык и облизывает кончик носа. Вот стоит солдат и задумчиво почесывает бороду. А вот змея выползает из глазницы фигуры, символизирующей смерть.. . Причем все фигуры ярко расписаны, некоторые позолочены. И на фоне корпуса из светлого дерева они создавали ощущение праздничности.Точной даты закладки “Васы” не сохранилось. Но известно, что это произошло весной 1626 года. А в августе 1628 года он уже отправился в свое трагическое плавание. Перед отплытием адмирал по правилам того времени провел испытания корабля на остойчивость. 30 матросов перебегали от одного борта до другого и обратно. Но после третьей перебежки адмирал прекратил испытание — корабль так раскачался, что мог перевернуться уже прямо у причала.Единственное, что он произнес: “Если бы только Его величество был дома! ” (Король в это время находился в Европе. ) “Мы выйдем в море, если Бог и ветер того захотят”, — писал адмирал. И это не преувеличение. Корабли были маломаневренными и неповоротливыми, менять паруса в узких проходах между островами на выходе из гавани Стокгольма почти невозможно. Поэтому корабли часто стояли на якоре, ожидая попутного ветра. Короткий путь от Стокгольма до открытого моря (буквально несколько километров) мог занять месяц, а то и полтора. В то время как при попутном ветре на это уходит всего неделя!
  • С древних времен корабль — единственное творение рук человека, которое при рождении получает собственное имя. Название судна и даже маленькой лодки — это отражение истории, политики, нравов и вкусов определенной эпохи. В наше время на стыке двух наук — истории и языкознания — родилась новая историческая дисциплина — КАРОНИМИКА (от греческого «КАРАБОС» — корабль, «ОНОМА» — имя) . Она изучает историю и происхождение корабельных названий, расшифровывает многие загадочные имена, показывает истоки номинации судов, традиции и системы наименований на отечественном и зарубежных флотах.Имена кораблей – это собственный удивительный мир, где переплелись как история, так и вымысел. Традиции давать судам имена уходят в далекое прошлое, во времена Древнего Египта: «Явление в Мемфисе» и «Дикий бык» наводили трепет на средиземноморские берега еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Грех не вспомнить и полумифический корабль «Арго» , на котором Ясон плавал в Колхиду за золотым руном. Первоначально правом на собственное имя обладали только военные корабли. Ведь во время боевых действий жизненно необходимо знать, какие суда участвуют в сражении, кого потопили и кто вышел в итоге победителем. Существовала даже специальная система присвоения имен, ведь название должно нести не только информационно-класификационную информацию, но и рассказывать о сущности корабля. К примеру, российский военный парусник «Не тронь меня» своим именем говорил всем и каждому, что ввязываться в бой с этим судном себе дороже. Рыбацкие же лодки и купеческие галеры о такой роскоши, как собственное имя, могли только мечтать. Гражданские суда стали обзаводиться названиями только в середине XIX века.Лишь в хрониках XVII в. можно найти сведения о появлении названий, написанных на корме кораблей, но это относится лишь к западноевропейским флотам. В России же такая традиция окончательно установилась только в конце царствования Петра I, хотя и до него случалось, что некоторым судам давали названия. Первым в России морским судном, получившим название, был корабль “Фредерик”, построенный (в 1636 г. ) в царствование Михаила Федоровича и названный так в честь герцога Голштинского
  • Имя корабля вызывает в моряке чувство, о котором коротко не скажешь, потому что оно очень тонко в своих проявлениях, скромно и не крикливо. Оно идет из самого сердца, из самых глубин прекрасной, мужественной морской души. Самое ранее упоминание о названии корабля, написанном на его борту, сохранилось в Доме Корабля «Европа» в Помпеях.Точно неизвестно, когда Помпеи были основаны, но мы знаем, что фрагменты храма Аполлона — одного из старейших сооружений города — археология датирует концом VII в. до н. э. Почтенный возраст Помпей потверждают и результаты раскопок Амедео Майюри и Стефано де Каро: ранние городские стены и найденные остатки ворот в VI районе археологи относят к середине VI века до н. э.Благодаря внезапной и быстрой гибели Помпеи являются самым сохранившимся античным городом. Поскольку вся обстановка домов осталась нетронутой под слоем застывшей лавы, Помпеи стали важным и ценным источником сведений о жизни, быте, городском устройстве, культуре и искусстве Римской империи I в. н. э.К настоящему времени открыто 3/5 города — остальное решили оставить будущим поколениям. В одном из внутренних двориков Помпей в 1957 году археологами Амедео Майюри и Стефано де Каро во время раскопок был обнаружен большой (1,50 х 1,05 м) рисунок, расположенный на северной стене перистеля, с изображением грузового судна «Европа», названного так в честь мифологической дочери Агенора, похищенной Зевсом, который принял вид быка. Корабль «Европа» был способен брать на борт до 1200 тонн зерна. Благодаря этому рисунку дом и получил свое современное название — Дом Корабля «Европа» . Рисунок из книги Амедео Майюри «Navalia Pompeana» (1958 г.) . Корабль так подробно нарисован, что считается, будто автор был моряком или, по крайней мере, очень хорошо знаком с торговыми судами, использовавшимися в то время. В левом нижнем углу рисунка на борту корабля видна надпись — Европа. Вероятно, это название относилось к вполне определенному судну. Остальные надписи никак не связаны с кораблем. Позднее, в конце эпохи Возрождения, обширные резьбовые украшения вошли в практику кораблестроения. В XVI веке имя корабля писалось на корме, и в течение XVII века данная практика становилась все более и более распространенной, однако на протяжении долгого времени скульптурные композиции и росписи на корме несли символический характер, указывавший на имя и национальную принадлежность корабля. В XVII веке количество корабельного декора становится до такой степени огромным, что только лишь его колоссальный вес должен был дать повод для сомнений в его целесообразности. Эти большие скульптуры с их выступающими частями препятствовали прохождению и спутывали снасти бегучего такелажа. Известен случай, когда командующий датским флотом Корт Аделер отмечал, что после сильного шторма осенью 1675 года плотники корабля Prins Georg вынуждены были сбросить в море носовую фигуру в виде всадника. Дорогостоящие и тяжелые скульптурные украшения с 1703 г. были исключены; оставлена только отличительная носовая фигура и название корабля с кормы переместилось на борта корабля.
  • http://www.navy.ru/history/naz.htm читай
  • Для многих в детстве волшебной музыкой звучали названия, начертанные на бортах прославленных кораблей: “Слава”, “Паллада”, “Чесма”, “Диана”, “Варяг”… Традиция давать кораблям имена очень давняя. Одним из первых было название мифического корабля “Арго”. По преданию, его построил мастер Арг с помощью богини Афины. На нем Ясон отправился в Колхиду за золотым руном. Известны названия и других античных судов, например знаменитой трехмачтовой “Александрии”, построенной по приказу царя Гиерона II коринфским мастером Архиасом, и александрийского судна для перевозки пшеницы “Изис”. Корвет «Варяг» Кораблестроители прошлого наделяли свои суда качествами живых существ и даже рисовали в носовой части их корпуса большие глаза, чтобы они хорошо видели подводные мели и рифы.

Быть может, поэтому им и в голову не приходило писать названия на бортах. Лишь в хрониках XVII в. можно найти сведения о появлении названий, написанных на корме кораблей, но это относится лишь к западноевропейским флотамВ России же такая традиция окончательно установилась только в конце царствования Петра I, хотя и до него случалось, что некоторым судам давали названия. Первым в России морским судном, получившим название, был корабль “Фредерик”, построенный (в 1636 г. ) в царствование Михаила Федоровича и названный так в честь герцога Голштинского. Мы уже знаем, что первый русский боевой корабль назывался “Орел”.В указе царя Алексея Михайловича по этому поводу говорилось: “Кораблю, который в селе Дединове сделан, прозвание дать “Орлом”. Поставить на носу и корме по орлу и на знаменах нашить орлы же”. Когда “Орел” был готов, на его корме и носу укрепили деревянных резных двуглавых орлов, окрашенных под золото. Эти геральдические символы царской власти являлись своеобразным подтверждением названия корабля, а затем стали традиционным украшением всех военных судов. Начиная с петровских времен названия кораблей в России, как правило, утверждал царь и лишь в редких случаях — Адмиралтейств-коллегия (с 1827 г. — Адмиралтейств-совет) . Венценосный моряк хорошо понимал значение названий корабля как носителей флотских традиций и государственного престижа. Анализ названий кораблей позволяет сделать вывод, что уже в начале создания регулярного флота Петр I стремился свести их в некую систему. В частности, судам стали давать названия, сообразуясь с их рангом и назначением — чем выше ранг, тем выше и престижнее название. При создании Балтийского флота появляются суда, названные в честь царской фамилии. Так, царская яхта “Фрегат Рояль” получила название “Принцесса Анна”, вторая яхта, “Золоченая”, была названа “Принцесса Елизавета” (обе — в честь дочерей Петра I), а третья — “Наталья” (в честь его матери) . P.S.В царствование Екатерины II при наименовании кораблей предпочтение по-прежнему отдавалось именам православных святых, библейских пророков, а также императоров и императриц России, членов царской семьи, названиям религиозных праздников. Большую группу названий кораблей составляли также названия хищных животных и птиц.Названия кораблей и девизы зачастую заимствовались им из западноевропейских эмблематических сборников, в частности из п






Предыдущий:

Следующий: