Когда и где появилась первая пантомима? ПАНТОМИМА (Рantomimos…

Когда и где появилась первая пантомима?

  • ПАНТОМИМА (Рantomimos в переводе с древнегреческого: тот, кто изображает все) , искусство создания образа с помощью мимики и пластики, театральное представление без слов.Истоки пантомимы восходят к языческим религиозным ритуалам, к искусству древнегреческих мимов. Как вид театра появилась в Римской империи в эпоху Августа (27-14 до н. э. ) В средневековье пантомима была запрещена церковью, но продолжала жить в искусстве странствующих мимов, гистрионов, жонглеров, скоморохов и менестрелей. Расцвела в 16-18 вв. в импровизационной комедии дель арте, театре бродячих итальянских актеров, которые включали в представление бессловесную интермедию. Первой пантомимой стала бытовая (любовная) мелодрама, арлекинада. В 18-19 вв. арлекинада превратилась в излюбленный жанр французского балаганного театра.В театре нового времени пантомима впервые появилась в виде театрализованного балета (пантомима Д. Уивера в театре «Друри-Лейн» в Лондоне, 1702). В течение 18 в. существовала в театрах в качестве интермедий в антрактах трагедий и комедий, став предтечей водевиля. В 1750 пантомима стала составной частью драматического балета Ж. Ж. Новера.Этапным в развитии пантомимы стало творчество Ж. Г. Б. Дебюро в парижском театре «Фонамбюль» (1819), когда он вывел на подмостки Пьеро, и Пьеро стал классическим персонажем пантомимы, а Дебюро положил начало лирической поэтической пантомиме.В конце 19 в. пантомима развивается в европейских мюзик-холлах и театрах миниатюр как отдельные эстрадные номера. В 20 в. зародилась марсельская школа пантомимы во главе с Л. Руффом. В Англии в труппе Ф. Карно впервые выступил Ч. Чаплин. В Германии пантомимой занимался М. Рейнхардт.Взлет пантомимы во второй половине 1950-х связан с появлением беспредметной пантомимы на основе наследия Дебюро. В 1933 Ж-Л. Барро стал использовать пластику как самодостаточный язык. М. Марсо (р. 1923) изобрел маску клоуна Бипа. Современный мим в совершенстве владеет телом и знает язык балета, он акробат, жонглер, драматический артист. Он философ: его искусство мимики и жеста обладает широтой обобщения, богатством ассоциаций и оттенков настроения (Лошадь Барро, В мастерской масок Марсо) .Виды пантомимы: танцевальная (произошла из культуры первобытного общества, сохранилась в плясках многих народов) ;классическая — из зрелищ древней Греции и Рима, соединяет действие, музыку, стихи;акробатическая (пришла из восточного театра, сочетается с прыжками, жонглированием) ;эксцентрическая (строится на комической ситуации с использованием гротескового реквизита) .Два последних вида пантомимы активно используются в цирке, существуют также такие виды цирковых пантомим как батальная, зоопантомима, приключенческая и водяная феерия со сценическими эффектами и массовыми сценами. Пантомимы со спецэффектами и массовыми сценами — высшее достижение манежного искусства, всегда становятся событием в цирке (Октябрь на арене (1927), Москва горит (1930), Выстрел в пещере (1954), Конный ансамбль донских казаков (1947), Медвежий цирк В. Филатова (1957), Бумбараш (1977)).Жанры пантомимы: Пантомиме подвластно все: трагедия, драма, новелла, памфлет, сказка, миф, поэма, эстрадная миниатюра. Это может быть пантомима одного актера или коллектива мимов. Лаконичному, метафоричному искусству пластики доступна та же глубина философского обобщения, то же богатство красок и полутонов, которым обладает искусство драматическое.
  • Пантоми’ма (от греч. παντόμῑμος) — вид сценического представления, призванный передавать сюжет, или историю (изначально — в основном комического характера) с помощью мимики и жестов, без использования слов.В 1960-х в Польше, Чехословакии и Прибалтийских Республиках СССР появился феномен театра пантомимы, наиболее значимыми деятелями которого были Генрик Томашевский (Вроцлав, Польша) , Ладислав Фиалка (Прага, ЧССР) , и, наиболее значимый — Модрис Тенисон (Каунасский Театр Пантомимы, Литовская ССР) . М. Тенисон, художник-график, дал искусству пантомимы — новую энергетику, в результате привнесения которой, само действо в его постановке уже почти ничто не связывало с традиционной пантомимой.Из театра М. Тенисона вышло 2 наиболее значимых философа новой пантомимы: Валерий Мартынов и Гедрюс Мацкявичюс.
  • Пантомима — театральн. представление, в котором мысль, чувство и страсть, вместо голоса, выражаются движениями тела и жестами. Мимика играла большую роль в греч. драмах, но, как исключительно мимическое представление, Пантомима впервые появились в Риме при Августе, в царствование которого жили знаменитые Пантомима Батилл (см. ) и Пилад (см.) , которых считают основателями римской Пантомима Древняя Пантомима существенно отличалась от нашей тем, что в ней мимика лица актера не принимала участия, так как древние актеры выходили на сцену в масках; различные оттенки роли, поэтому, сводились исключительно к мимике тела, что привело пантомимов к необходимости выражать многообразие душевных движений условными знаками, которые зрителям были хорошо известны. Несмотря на такую ограниченность сценических средств, pимскиe Пантомима умели свою игру доводить до высокой степени выразительности. Частного быта римская Пантомима не касалась. Леда, Даная, Европа, Ганимед, Адонис, Марс, Венера, Геркулес, Эдип, вакханки — вот сюжеты Пантомима Для каждой Пантомима составлялось особое либретто, для руководства актеров, обыкновенно на греческом языке. В основание текста бралась трагедия, диалоги и хоры заменялись монологами, у римлян носивших название кантиков (cantica); под эти кантики, которые исполнялись хором певцов, актер жестикулировал свою роль и при помощи мимики выражал ее содержание. Пышная обстановка отвела Пантомима первенствующее место на римской сцене; успеху римских Пантомима не мало способствовал и их чувственный, развратный характер. В Пантомима все возбуждало в зрителях животную чувственность некоторые писатели приписывали господство разврата в Риме в период империи именно влиянию Пантомима Вернее, однако, думать, что Пантомима были только отражением римской жизни. Сюжеты Пантомима всегда касаются чувственной любви; для возбуждения чувственности актеры прибегают к самым грубым средствам и бесстыдным жестам. Соблазн Пантомима еще увеличивается с III в. до Р. Хр. участием в них женщин (pantomimae), появлявшихся перед публикой совершенно нагими, в неприличных позах. В Пантомима на римской сцене появлялись даже простые гетеры, так что названия гетера и танцовщица были однозначущи. Любовь к Пантомима перешла и на исполнителей; любимые пантомимы шествовали по улице как триумфаторы, сопровождаемые огромной толпой. Запрещение Тиберия оказывать пантомимам почести соблюдалось недолго: уже Сенека называет римскую молодежь своего времени лакеями пантомимов. Заводить с пантомимами знакомство считали для себя за честь и удовольствие даже сенаторы; пантомимы — всегда любимцы римских дам; им покровительствует Август, не особенно их стесняет и Тиберий, вообще не любивший актеров; Калигула не скрывает своей привязанности к пантомиму Мнестеру, которому публично оказывал самые неприличные знаки внимания; при Нероне, который сам выступал в Пантомима, страсть к ним не знает пределов; Тит не любил игры пантомимов, при Домициане они опять в большом почете; Траян всеми мерами старается ограничить страсть римлян к Пантомима; при Антонине Пантомима опять в большом ходу. Позднейшие христиaнскиe императоры снисходительно смотрят на представления Пантомима, в которых цинизм растет с каждым поколением; в царствование Юстиниана в Пантомима отличается бесстыдная Феодора. Единственное ограничение, которое установил Юстиниан — это запрещениe воздвигать пантомимам статуи на площадях подле статуй кесарей. Кроме Батилла и Пилада известны из пантомимов ученик Пилада, Гилас, затем Мнестер и Парис, один из приближенных Нерона (см. Парис) . К самому позднему периоду римской империи относятся Пантомима Камаралл и Фабатон. С падением римской империи пало драматическое искусство, пали и Пантомима В средние века они еще сохраняются, но грубость актеров мешает их развитию. Далее по ссылке http://www.rodina-spravedlivo.ru/text/151.htm

Предыдущий:

Следующий: