Какую женскую роль пришлось играть Гоголю в одном из ученических…


Какую женскую роль пришлось играть Гоголю в одном из ученических спектаклей?

  • Автор: М. В . Юнисов Тема « Гоголь и любительский театр » обычно сводится к блестящей игре будущего драматурга на подмостках ученического театра в Нежинской гимназии1 и эпизоду из сценической истории комедий «Ревизор» и «Женитьба» в 1860 г. , когда среди участников двух благотворительных спектаклей, наделавших много шума в Петербурге, оказались А. Ф. Писемский, Ф. М. Достоевский, П. И . Вейнберг, И . С. Тургенев, Д. В . Григорович, В . С. Курочкин, А. Н. Майков (эти постановки литераторов подробно освещены в воспоминаниях участников и современников2, а также проанали­зированы театроведами, которые, в частности, говорили о влиянии гоголевских комедий на русской культуру того времени3). Но в том и в другом случае за рамками остался контекст.Во второй половине 1820-х гг. домашние благородные спектакли детей и подростков, театры в гимназиях, пансионах, кадетских корпусах, институтах благородных девиц, лицеях не были редким явлением. Идея ставить спектакли принадлежала самим ученикам, школьный театр возникал в складчину, как и в случае с предводимыми Николаем Гоголем нежинскими гимназистами . Почти везде игрались «Эдип в Афинах» В . А. Озерова, «Недоросль» Д. И . Фонвизина, «Урок дочкам» И . А. Крылова, «Неудачный примиритель» Я. Б. Княжнина, которые дополнялись постановками на немецком языке сочинений Августа Коцебу и на французском — Мольера, Флориана, Беркена, Жанлис. Не только Гоголь, которому французский язык давался с трудом, оттачивал произношение, облачившись в парики и платья героев этих пьес.. . Уникальным репертуар нежинского театра был в том случае, когда исполнялась пьеса Василия Афанасьевича Гоголя, написанная им для домашнего театра Д. П. Трощинского. Но ведь и юный великий князь Александр Павлович в присутствии Екатерины II играл за всех персонажей комедию своей венценосной бабки «Обманщик» 4.Славу первого среди гимназистов актера принесли Гоголю женские комические роли — Простаковой в «Недоросле» и Василисы в «Уроке дочкам» . Эти роли считались у юношей-актеров легкими и выигрышными, а поскольку всем заправлял Гоголь, он выбрал их сам. Сложнее, например, было В . В . Самойлову, который в те же 1820-е гг. учился в Горном корпусе. В школьных спектаклях он выступал в самом сложном амплуа молодых героинь, да так удачно, что, увидев его игру, Николай I спросил отца юного актера, знаменитого оперного певца, почему тот не отдает сына на сцену5. Так решилась судьба ведущего актера Александринки. Гоголь, как известно, приехав в Петербург, пробовал по­ступить на казенную сцену, но провалился на экзамене. На амплуа комических старух театру требовались опытные актрисы, а не юнцы с несомненным даром комика.. .Здесь, разумеется, следует прибавить: к счастью, провалился. Хотя бы потому, что благодаря этому конфузу будущие профессиональные актеры получили возможность еще в гимназические годы пройти школу гениальной гоголевской драматургии. Список может быть очень длинным.. . В симбирской гимназии в начале 1860-х гг. на пансионской сцене Василий Андреев-Бурлак изображал Подколесина без грима, «своим лицом» , что было неслыханной дерзостью. Соученик будущей звезды русской сцены вспоминает: «Его сцена объяснения в любви с невестой буквально потрясла старых и малых. . Наш учитель русской словесности, незабвенный Михаил Васильевич Арнольдов, от восторга «сгрыз свои ногти на пальцах», и я видел его крепко целовавшим Васю со словами: «Ваша дорога — театр! Будете знаменитостью и гордостью нашей гимназии».Виновник торжества чувствовал себя смущенным от необычайного «фурора» и, оттопырив свою нижнюю губу, добродушно говорил, как бы про себя, «обалдели, не знаю отчего.. . Играл по-своему даже совсем просто, не по-актерски»»6
  • Из истории известно, с каким блеском и остроумием сам Гоголь в юности играл женские роли.Роль Простаковой из «Недоросля» была одной из лучших в репертуаре Гоголя.Инициатором ученических спектаклей в лицее был, по всей вероятности, Гоголь, который, возвращаясь после каникул в училище, с увлечением рассказывал о домашнем театре Трощинского и привез пьесы на малороссийском языке. В первых представлениях участвовали немногие воспитанники; они играли в классе без подходящих постановок и декораций, без занавеса, взамен которого просто расставляли классные доски. Но мало-помалу страсть к театру распространилась среди лицеистов. Они сложились, устроили себе костюмы и кулисы.Лучшими актерами в этом лицейском театре считались Гоголь и Кукольник, будущий автор пьесы «Рука Всевышнего отечество спасла». Гоголь возбуждал общий восторг в комических ролях, Кукольник — в трагических. Женские роли исполнялись также лицеистами. Роль Простаковой из «Недоросля» была одной из лучших в репертуаре Гоголя; приятель его Данилевский, хорошенький, грациозный мальчик, изображал Моину, Антигону и вообще всяких нежных красавиц.«На небольшой сцене второго лицейского музея лицеисты любили иногда играть по праздникам комические и драматические пьесы. Гоголь и Прокопович, задушевные между собой приятели, особенно заботились об этом и устраивали спектакли. Играли пьесы и готовые, сочиняли сами лицеисты. Гоголь и Прокопович были главными авторами и исполнителями пьес. Гоголь любил преимущественно комические пьесы и брал роли стариков, а Прокопович — трагические.[ссылка появится после проверки модератором]



Предыдущий:

Следующий: