Какова история натюрморта? Как жанра искусства

Какова история натюрморта? Как жанра искусства…

  • НАТЮРМОРТ (фр. nature morte — мертвая природа, натура) — жанр изобразительного искусства или произведение этого жанра. Сама постановка, которая является объектом изображения, тоже называется натюрмортом. Он может состоять не только из неодушевленных предметов, но и включать природные формы. Поэтому более точно название, принятое в англоязычных странах, still life или немецкое Stilleben — тихая жизнь.Искусство натюрморта как жанр появилось в Голландии в начале XVII в. Художники изображали самые обычные вещи, но показывали их красоту и поэтичность. Одни любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов (в Голландии П. Клас, В. Хеда, во Фландрии Ф. Снейдерс и др.) . Дополняя основной мотив, в натюрморт может входить изображение людей, животных, птиц, насекомых. Строгостью и свободой композиции, тонкостью колористических решений, удивительной человечностью выделяются произведения одного из самых замечательных мастеров натюрморта — французского художника Ж. Шардена.В XIX в. многие ведущие мастера живописи, работающие в разных жанрах, писали и натюрморты, особенно художники постимпрессионизма, для которых мир вещей был одной из основных тем (П. Сезанн, Ван-Гог) . С начала XX в. к жанру натюрморта обращаются художники самых разных стилистических направлений. Они экспериментируют с цветом, формой и пространством, увлекаются поиском разнообразной фактуры. Натюрморты продолжают выполняться и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере кубизма.Изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников. В русском искусстве П. Кончаловский, И. Машков, Р. Фальк, К. Петров-Водкин, М. Сарьян, Ю. Пименов и другие создали великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мыслей и чувств. Каждый художник нашел для решения этой сложной задачи свои выразительные средства. Порой человек незримо присутствует на картине, и кажется, что он только что вышел и может вер¬нуться в любой момент. Например, на картине Ю. Пименова «Ожидание» (1959) изображен одиноко стоящий телефонный аппарат со снятой трубкой, а капли дождя на оконном стекле делают это ожидание особенно тоскливым и вызывают различные ассоциации.В ином типе натюрморта вещи говорят прежде всего о самих себе, предлагают полюбоваться красотой их формы, цвета, фактуры. Например, полотно И. Машкова «Снедь московская. Хлебы» заставляет нас словно ощутить аромат свежеиспеченного хлеба, полюбоваться богатством и разнообразием булок, батонов, караваев и калачей.Мир вещей в натюрморте всегда выражает внешние приметы жизни определенной исторической эпохи.Вот несколько натюрмортов уже современных авторов… .Вообще, натюрморт — один из моих любимейших жанров искусства. Об этом можно говорить долго, хочется уйти в глубь истории, к самым истокам написания полотен натюрмортов. Великолепные призведения как именитых Мастеров, так и неизвестных большинству обычных людей художников, не могут никого оставить равнодушным. Для меня натюрморт — маленькая сказка на стене, которую я читаю в каждом мазке Маэстро….
  • натюрморт продолжение пейзажа впервые появился в нидерландах если я ничего не путаю аеке в 17 поо моему ну точно не раньще 16. Традиционно считается что смысл пейзажа который появился в 16 веке в италии было запечатлеть божественность- божественную силу волю творца с которой соприкасается природа тк она его творение. ну это из философии в общем натюрморт в свою очередь так же нес в себе аллегорический смысл. вот
  • Тугие, блестящие белые головки молодого лука, пышная зелень капусты, баранья туша, сочащаяся кровью на кирпичном полу кухни, красноречиво повествуют о неисчерпаемой щедрости и мощи матери-природы. Кисти и краски на столе в мастерской, картон с неоконченным наброском, гипсовый слепок античной скульптуры пе¬реносят нас в атмосферу труда живописца. Букет полевых цветов рядом с недопитой чашкой чая и раскрытой книгой позволяют заглянуть в душевный мир человека. Все это, воплощенное художником на холсте или бумаге, носит название натюрморта. В буквальном смысле последнее слово означает „мертвую натуру” , то есть нечто неодушевленное. Иными словами, речь идет об изображении предметов, сопутствующих человеку в его ежедневной жизни, будь то вещи, сделанные им самим, или то, что берет он у природы. В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру. В нем раскрывается то понимание прекрасного, которое присуще художнику как человеку своего времени. Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы. Широко известен, например, голландский натюрморт XVII столетия. Не менее ярким для этого жанра был в европейской живописи период конца прошлого и начала нынешнего века. В истории русского искусства натюрморт появляется в XVIII веке. В станковом натюрморте того времени целью является иллюзионистически точное изображение предмета, Декоративные натюрморты, помещенные где-нибудь над дверями парадной дворцовой анфилады, составленные из цветов и фруктов, напротив, были призваны создавать общее впечатление чего-то нарядного, праздничного. Очень интересны натюрморты, исполненные в 20 — 40-х годах XIX века. Акварели и гуаши Ф. П. Толстого. С большой теплотой, с ювелирной тщательностью изображены им срезанные цветы в прозрачном стекле, окруженные птичками, бабочками и мушками, с непременной капелькой росы где-нибудь на лепестке, сделанной с целью вызвать оптическую иллюзию реальности. Не менее типичны для этого периода и полотна И. Т. Хруцкого с букетами пышных садовых цветов, с корзинами прозрачного винограда и желтых персиков. Они исполнены чрезвычайно тщательно и почти всегда, как и работы Толстого, украшены какой-либо забавной иллюзионистической деталью. Однако и работы Хруцкого и миниатюры Толстого при всем их художественном обаянии имели еще весьма ограниченное значение для развития этого искусства. В творчестве русских реалистов середины и второй половины XIX столетия натюрморт был явлением средким. И только на рубеже прошлого и нынешнего веков он вырос в художественное явление мирового значения. Левитан . Лесные фиалки. Ссылку убираю.. . долго проверяется.
  • Смотря какой натюрморт!
  • В изобразительном искусстве натюрмортом (от фран. natur morte — «мертвая природа») принято называть изображение неодушевленных предме-тов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью компози-ции жанровой картины.В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру. В нем раскрывается то понимание прекрасного, которое присуще художнику как человеку своего времени.Искусство вещи издавна, еще задолго до превращения в самостоятель-ную область художественного творчества, было неотъемлемой частью всякого значительного произведения. Роль натюрморта в картине никогда не исчер-пывалась простой информацией, случайным добавлением к основному содер-жанию. В зависимости от исторических условий и общественных запросов предметы более или менее участвовали в создании образа, оттеняя ту или иную сторону замысла. До того, как натюрморт сложился в самостоятельный жанр, вещи, окружающие человека в обыденной жизни, лишь в той или иной мере входили в качестве атрибута в картины древности. Иногда такая деталь приобретала неожиданно глубокую значительность, получала собственный смысл.Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы и падения… .

Предыдущий:

Следующий: