Какие легенды и предания связаны с воронами? Ворон, широко…

Какие легенды и предания связаны с воронами?

  • Ворон, широко распространён в мифологических представлениях, обладает значительным кругом функций, связывается с разными элементами мироздания (подземным миром, землей, водой, небом, солнцем) , что свидетельствует о глубокой мифологической семантике этого персонажа. Она обусловливается некоторыми универсальными свойствами Ворона как птицы, в частности резким криком и черным цветом. Само слово «ворон» в большинстве языков этимологизируется как указание либо на крик Ворона (иногда звукоподражательно — в романо-германских, кельтскях. палеосибирских, венгерском, ацтекском наименованиях) , либо на его окраску (в т. ч. в балто-славянских, арабском, китайском языках) . Чёрный цвет Ворона часто воспринимается как приобретённый от соприкосновения с огнём или дымом, в силу наказания бога и т. п. Предание о падале, по гипотезе К. Леви-Строса, способствует тому, что Вороне функционирует в мифах как культурный герой: падаль — уже не животная, но и не растительная пища, поэтому Ворон олицетворяет некий компромисс между хищными и травоядными, противопоставление которых друг другу оказывается в конечном итоге смягчением фундаментальной антиномии жизни и смерти. Поэтому Ворон воспринимается как медиатор между жизнью и смертью. Как трупная птица чёрного цвета с зловещим криком Ворона хтоничен, демоничен, связан с царством мёртвых и со смертью, с кровавой битвой (особое развитие получает мотив выклёвывания Вороном глаз у жертвы) , выступает вестником зла. Поскольку Ворон в поисках пищи копается в земле, он связывается и с нею; как всякая птица, Ворон ассоциируется с небом. Связь Ворона с этими тремя сферами определяет то, что он (это особенно видно в палео-азиатской мифологии и индейцев Северной Америки мифологии} наделяется шаманским могуществом и, в частности, выполняет посреднические функции между мирами — небом, землёй, загробным (подземным или заморским) царством, являясь, таким образом, медиатором между верхом и низом. Ворон воспринимается как медиатор (главным образом в северных мифологиях) между летом и зимой (он неперелётная птица) , сухим и влажным, солёной и несолёной влагой (связь Ворона или созвездия Ворона с сухим сезоном почти универсальна, сухостью в некоторых мифологиях мотивируется «голос» Ворона; как посредник между водой и сушей он участвует в мифах о потопе; создавая «сушу» , Ворон достаёт горсть земли со дна моря; он добывает воду и делает реки, причём пресную речную воду он иногда берёт у хозяев солёного моря). . Умение подражать человеческой речи, а возможно и долголетие, способствовали возникновению представлений о Вороне как о мудрой вещей птице (ср. его связь с загробным миром) . Наряду с этим (особенно в северных мифологиях) Ворон воспринимается как посредник между мудростью и глупостью (он — «мудрый» шаман и плут-трикстер, попадающий впросак или совершающий « безумные » поступки) . Ворон является медиатором между мужским и женским началом (ср. его попытки изменить пол, «выйти замуж» , и т. п. , сопоставимые с шаманством превращённого пола) . Выступающий в мифах как существо двойной антропозооморфной природы, Ворон выполняет медиативную функцию между человеческим и животным. Участие Ворона в основных мифологических оппозициях способствует его роли как «серьёзного» культурного героя и одновременно шутника-трикстера. Как культурный герой Ворон осуществляет медиацию в оппозиции природы и культуры.
  • Все перечислять — нет возможности, да и вряд ли я все знаю. Но даю наводки: у североамериканских индейцев ворон — тотем, священная птица и участвовал в сотворении мира. У ирландцев ворон обладает силой и могуществом, но, скорее, негативного плана (несет возмездие за совершенные грехи).
  • Ворон — часто упоминается в народных легендах и сказках, где надо воскресить убитого молодца с помощью мертвой и живой воды; носителем последней является чаще всего ворон. По своему обыкновению мифологическая школа и в вороне видела персонификацию грома, приносящего с собою первый весенний дождь. Против этого взгляда восстает Сумцов в статье “Ворон в народной словесности” (“Этнографическое обозpениe”, 1890), где он доказывает, что все, рассказываемое о вороне и о других животных в народных произведениях, основывается на близком и непосредственном изучении народом животного царства. Поэтому и здесь верования относительно ворона вызваны были тем, что эта птица охотно питается мертвечиной…. В скандинавских легендах (сведения о которых теперь приводятся во многих англоязычных изданиях о врановых) верховный бог Один всегда появлялся с двумя воронами на плечах. Звали их «Мысль» и «Память» . С рассветом Один посылал их на разведку в разные концы земли. Вечером вороны возвращались и нашептывали на ухо своему господину тайны, которые сумели узнать. Один умело выбрал своих вестников: ни одна птица не превосходит ворона ни дальностью полета, ни зоркостью, ни наблюдательностью, ни словоохотливостью (Хейнрих, 1994). В древности ворон считался птицей битв, он был боевым знаменем викингов. Изображение священного ворона украшало штандарт Вильгельма Завоевателя. Викинги радовались, что в завоевательных походах их сопровождают вороны, хотя вполне понятно, что они сопровождали викингов по той же причине, по которой они следуют за волками, сопровождающими стада мигрирующих северных оленей. Викинги почитали ворона, а те, кто подвергался их набегам, боялись этих больших черных птиц. Они вполне заслуженно ассоциировали воронов со смертью и не только в связи с нашествием неприятеля, но и с другими опасными для их жизни ситуациями. В ранней английской литературе при описании сражений всегда упоминаются вороны. Например, в героической поэме «Юдифь» написано: «Шум битвы радовал тощего волка в лесу, темного ворона, алчущего кровавой резни. Оба они знали, что воины готовятся устроить им пир из павших…» .Среди множества мрачных легенд, связанных с вороном, есть одна история с благополучным концом. Она повествует о корнуолльском каменотесе, работавшем под большой глыбой, которая в любой момент могла рухнуть на него. Заметив эту опасность, ворон схватил гальку и бросил ее на голову человеку. Но тот лишь обругал птицу и продолжал работать. Тогда ворон снова бросил камешек, и человек снова не обратил внимания. Тогда птица полетела на берег моря и, вернувшись с обломком разбитого корабля, бросила его под ноги каменотесу. «Э! — воскликнул тот. —Да там, наверное будет чем поживиться! » — и тут же поспешил на берег. Спустя мгновение глыба обрушилась на то самое место, где он работал.
  • Название краковского града является настолько старинным, что исторических источников, объясняющих его происхождение, не сохранилось. На помощь приходят легенды и предания, которые с древних времен сохранились в памяти народа и передавались из поколения в поколение. Они восходят к временам настолько старинным, что сегодня уже кажутся мифами. Из этого наследия прошлого мы черпаем сведения о древних героях, их подвигах и повседневной обстановке, среди которой им приходилось жить.Известны два варианта происхождения названия города. Первый основан на звуковом сходстве со словом «каркать» (по-польски «кракачь») . В свою очередь «кракачь» связывают с вороном (по-польски «крук») , птицей когда-то очень популярной в районах сегодняшней Малопольши. Согласно легенде, в языческие времена эту птицу с черными перьями окружали столь большим почетом, что она стала из местных божеств, покровительствовавших краю.В лесах и пещерах люди приносили в жертву воронам зерно и хлеб. Это должно было обеспечить богатый урожай и благополучие. Появился своего рода класс жрецов, которые не только заботились об этих священных птицах, но и исполняли в их честь различные обряды.Люди обращались к жрецам за советом в трудных жизненных ситуациях, а те давали его, гадая на вороньих перьях, найденных в лесу, и по поведению птиц. По тому, как они каркали, взлетали и усаживались на деревьях. Этими советами охотно пользовались даже местные князья, особенно накануне принятия важных для страны решений. Так культ ворона существовал сотни лет вплоть до времен, когда на польские земли пришла новая религия.Христианство свело на нет всякие проявления идолопоклонства и поклонение птицам. Были уничтожены все «святые» места, связанные с их культом, не стало и жрецов. Однако, верные традициям, люди ещё годами исполняли священные обряды тайком. Пришлось объявить «войну» птицам, организуя на них беспощадные охоты. Однажды по приказу краковского епископа пойманным воронам повесили на шеи камни и утопили в волнах Вислы. Со временем память о «святых» воронах стала угасать, но эхо их птичьего зова навечно осталось в названии города.[ссылка появится после проверки модератором]
  • Если уж спрашивают про ворон и бифитеров, то put 2 and 2 tоgether…Одна из старых англ легенд гласит, что Лондон будет богатым и сильным, пока 12 черных ворон живут в лондонском Тауэре (the London Tower)/ С тех пор они там и живут: у каждого ворона есть свое имя. За ними присматривают те самые Бифиторы (Beefeаtors- едоки мяса) . они их кормят и подрезают им крылышки, чтобы не улетели, чтят легенду и заодно привлекают туристов — они одеты в костюмы 15в!

Предыдущий:

Следующий: