Как на Руси появился чай? Российские историки отмечают, что при Иване…

Как на Руси появился чай?

  • Российские историки отмечают, что при Иване III, ставшем в 1462 году «Государем всея Руси» , восточные купцы привозили в Москву китайский чай. В правление царя Ивана Грозного о напитке рассказывали казачьи атаманы Петров и Ялышев, побывавшие в Китайской империи в 1567 году. Согласно ряду источников, в 1638 году целых четыре пуда сухого чайного листа привез в Москву российский посол Василий Старков, в качестве подарка монгольского Алтын-хана царю Михаилу Федоровичу, который не проявил к нему никакого интереса. Московиты, тем не менее, уже стали познавать свойства чая, и в 1665 году лекари посоветовали лечение чаем царю Алексею Михайловичу, который «маялся болями в животе» . Царю полегчало, чайный напиток произвел на него впечатление, и с того времени пошли регулярные закупки чая из Китая. Царь Петр I еще в юности под влиянием «немецкой слободы» увлекся кофе и в последующем обязывал пить кофе всех своих гостей. Однако массе россиян пришелся по душе чай, который очень уважала и императрица Екатерина II, а к концу эпохи ее царствования подданные потребляли ежегодно количество чая, измеряемое «шестью тысячами нагруженных верблюдов» . Китайцы снаряжали караваны по 200-300 верблюдов, и каждый верблюд нес на себе ящики с чаем общим весом 600т фунтов. Ряды поклонников чая полнились, и число караванов с каждым годом росло. «Караванный путь» оставался единственным для чайных поставок вплоть до открытия в 1880 году первых участков Транссибирской железнодорожной магистрали. С того времени начался также завоз чая из Индии и с Цейлона – везли его морским путем до Одессы. Спрос на чай в стране продолжал расти, чаепитие стало неотъемлемой частью российского образа жизни. В китайских лавках в Москве можно было найти богатый выбор чая. Москвичи уважали зеленый «Жемчужный отборный» и «Императорский лянсин» , пили белый чай «Серебряные иголки» , желтый «Юнфачо с цветами» . Очень ценились ароматные «цветочные чаи» , то есть чай с большим количеством «типсов» . В России с давних времен было много традиционных наптитков: медовуха, клюквенные и брусничные морсы, квас. Но заморский «чай» неуклонно теснил их. Он бодрил и согревал, и хворь прогонял, и настроение поднимал. Оценили чай на Руси!
  • ИСТОРИЯ ПИТИЯ НА РУСИ Редкая русская народная сказка не оканчивается присловьем: И я там был, мед — пиво пил, по усам текло, а в рот не подало! Что же это за мед такой, который пили да нахваливали наши предки? Появился этот напиток на славянской земле в незапамятные времена. Как утверждает А. В. Терещенко, его «введение современно первоначальной истории славян». В средней полосе, на Руси, где в древности на гигантских просторах шумели леса, основным сырьём для культовых напитков славянских и угро-финских народов этого региона стали естественные продукты лесов: берёзовый сок, ягодные соки (брусничный, малиновый, клюквенный, морошковый, черничный) и чрезвычайно ароматный мёд лесных диких пчёл. Первоначально основным сырьём для получения культового напитка древних русичей, а ещё ранее — скифов был берёзовый сок, из которого забраживали хмельную березовицу. Получение берёзового сока было предельно лёгким, не требовало ни труда, ни забот и сразу давало огромные массы жидкости. Его недостатком было лишь то, что это был специфически сезонный продукт — его можно было получить только ранней весной, приходилось заготавливать огромные количества сока, которые не всегда было возможно сохранить до конца года, до нового берёзового сока, ибо он легко прокисал, да и требовал для хранения гигантских емкостей, которых в то время просто не было. Со временем спустя века выявился и другой недостаток, связанный с массовым потреблением берёзового сока: оказалось, что порой люди изводили на сок целые берёзовые массивы, губили большие леса. Более привлекательным, приятным и манящим напитком стал со временем питный мёд. Его приготавливали из смеси ягодных соков, доведённых до состояния морса, с мёдом диких пчёл, а затем подвергали многолетней выдержке. Уже в древних русских литературных источниках мед упоминается как напиток широко известный и почитаемый народом. В древние времена люди случайно обнаружили действие неочищенных продуктов брожения плодов и ягод, снимающих напряжение и усталость, улучающих сон. Сейчас-то уже всем известно, что в небольших концентрациях алкоголь содержится в крови теплокровных животных и человека. При некоторых неблагоприятных воздействиях алкоголь образуется в тканях растений. Лаврентьевская летопись сообщает, как в 945 году княгиня Ольга велела древлянам наварить много меда, якобы для того, чтобы справить тризну по убитому ими князю Игорю. Трагическая роль, которую сыграл мед в коварном спектакле, разыгранном мстительной супругой погибшего князя, свидетельствует о том, что в те времена русичи умели готовить довольно крепкие меды. Та же летопись рассказывает о грандиозном пире, устроенном в 996 году в честь Ольги князем Владимиром. Князь приказал сварить для вира 300 бочек меда. Кстати, отмечается, что варили мед специальные медовары. Мед был обязательным напитком праздничной трапезы тогдашней знати. В «Житии Феодосия» рассказывается, как Феодосий потчевал в Киево — Печерском монастыре князя Изяслава Ярославича. Он приказал подать князю ужин, но скупой монастырский ключник ответил, что «меду не имам, еже на потребу пити и сущим с ним». Такой ответ не удовлетворил гостеприимного старца, и, помолившись, он приказал ключнику: «Иди и неси, елико ти на потребу князю и сущим с ним, и еще же и братии подай от него, да пиют». Питный мёд вытеснил березовицу хмельную, как культовый напиток русских и финно-угорских язычников, но также долго не удержался на этой позиции в связи с принятием христианства на Руси и переходом русской православной церкви на культовый напиток Византии — греческое ароматное красное вино мальвазию, а затем, с XVIII века, на кагор, поскольку именно эти красные вина можно было отождествлять с так называемой «кровью Христовой». Все иностранцы, жившие в Московии, единогласно хвалили достоинства русского мёда. Его пили цари, патриархи и простолюдины. Мёд если не ставили (процесс медостава) , то варили в каждом доме



Предыдущий:

Следующий: