Как до 14 века в средневековом русском городе назывался…

Как до 14 века в средневековом русском городе назывался «кремль» ?

  • До XIV в. детинец.
  • как в среднерусском не скажу, а вот монголо-татары величали «шайтан-шалаш» :)
  • детинец или градград отличили от города, это были разные понятияно однокоренные, а однокоренные потомучто оба связаны с понятием огораживатьгород -это огороженые поселокград — крепость по смысло что-то вроде городульки!
  • Понятие кремль впервые появилось в летописях 14 века. А первоначально назывался он «градом» , и представлял собой деревянную крепость. А заложил этот град Юрий Долгорукий назвал его «детинец» .«Стены древнего кремля.»
  • Детинец и кремль — это одно и то же!- Детинцем, вообще, назывался Кремль, но «кремль» -слово позднее, оно появилось в 14 веке в московских, тверских землях и имело значение «укрепленное, крепкое место» . В Новгороде его никогда не употребляли. Детинец — это именно новгородское название, хотя оно было широко распространено в Древней Руси, но, к сожалению, исчезло почти повсеместно после монгольского нашествия. Крепостное строительство в русских городах потихонечку возобновлялось с 14 века. И только в двух местах, в двух городах сохранилось это древнее название — в Новгороде и Пскове. Долгое время этимология слова «детинец» была неясной. Мы внимательно посмотрели аналогичные слова из словарей русского языка 16-17 веков и нашли примеры того, что детинцем, как правило, называлась малая часть чего-то: в рыболовных вершах есть маленькое отверстие — «детинец» , в документах 17 века упоминаются детинцы как маленькие срубики внутри колодцев, куда собирался ил, грязь (потом их вычищали, чтобы вода не застаивалась) . И в принципе, «детинец» , по самому словообразованию, — это дитя. Детин — притяжательное, то есть «чей -то» , «детиный» . Суффикс «ец» — топоформант, обозначающий образование нового названия. Получается, что слово «детинец» для тех, кто его придумал и им пользовался, имело антропоморфное значение. До сих пор мы знаем медицинский термин «детское место» , «детное место» . Одним словом, детинцем называли маленькую крепость внутри большого города. Для людей, которые внедряли это название, было очевидно, что город — живой организм. Причем очень часто относительно городов употребляли слова, несущие именно женское начало, возьмите греческое «метрополис» — «мать городов» . И наш воевода Олег, приехавший в Киев, сказал, что здесь будет мать городов русских. И знаменитая «вавилонская блудница» как показатель женского начала в городе.. . Вот детинец и был исходным зародышем, из которого развивалось вообще все. …Что, собственно, у средневекового горожанина создавало понимание города? Почему жители городов ощущали себя под защитой городской территории? Совсем не потому, что они жили, окруженные стенами, при наличии детинца.. . У них всегда был предмет общей заботы. У них всегда было, что обсудить с соседями и во что, объединившись, вложить собственные средства. Мощение улиц, прокладка дренажной системы, «великий» мост, чтобы перемещаться спокойно по городу, идти на рынок. Средневековый Новгород был настоящим коммунальным сообществом. И основа городской демократии была не в сохранившихся с периода родового строя вечевых собраниях, нет, это возникало и развивалось так же, как на Западе, постепенно, с формированием городского уклада жизни, с появлением общих правил застройки. И в том числе с необходимостью содержать городские укрепления, которые имели и оборонительные функции, и репрезентативные, и сакральные. Сакральные — потому что любой вход в детинец ограждался надвратным храмом. В крепость нужно было пройти под церковью, очиститься от скверны и почувствовать, что ты вошел на абсолютно защищенную, священную территорию. Все эти составляющие сегодня особенно интересны, потому что это другая история, та, которую мы видим, раскапывая остатки древних уличных настилов, остатки древних мостовых. Мы видим, насколько благоустроена была уже в 12 веке территория Детинца. Мы видим, что он уже тогда был замощен булыжником.. . И это то, что по-настоящему интересно любому человеку, потому что мы имеем дело уже не с рассуждениями каких-то политиков на исторические темы и не с анекдотической историей, о которой с истеричными интонациями рассказывают с телевизионного экрана. Это история, которая описывает проблемы, понятные любому человеку.

Предыдущий:

Следующий: