Что такое художественный образ?? Художественный образ — обобщенное…


Что такое художественный образ??

  • Художественный образ — обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления. Художественный образ отличается: — доступностью для непосредственного восприятия; и — прямым воздействием на чувства человека. Художественные образы создаются артистами, художниками, писателями.
  • Художественный образ — форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве о позиций определенного эстетического идеала. Гносеологической основой правильного понимания сущности X. о. является марксистско-ленинская теория отражения. В х. о. осваивается и перерабатывается творческой фантазией, воображением, талантом и ма-стерСтвом художника специфический предмет искусства — жизнь во всем е* эстетическом многообразии и богатстве, в ее гармонической целостности и драматических коллизиях. X. о. представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, опосредствованного и непосредственного, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, внутреннего (закономерного) и внешнего, целого и части, сущности и явления, содержания и формы. Благодаря слиянию в ходе творческого процесса этих противоположных сторон в единый, целостный, живой образ искусства художник получает возможность достигнуть яркого, эмоционально насыщенного, поэтически проникновенного и в то же время глубоко одухотворенного, драматически напряженного воспроизведения жизни человека, его деятельности и борьбы, радостей и поражений, поисков и надежд. На основе этого слияния, воплощаемого при помощи специфических для каждого вида искусства материальных средств (слово, ритм, звукоинтонация, рисунок, цвет, свет и тень, линейные соотношения, пластика, пропорциональность, масштабность, мизансцена, мимика, киномонтаж, крупный ^ план, ракурс и т. д.) , создаются образы-характеры, образы-события, образы-обстоятельства, образы-конфликты, образы-детали, выражающие определенные эстетические идеи и чувства. Именно о системой X. о. связана способность искусства осуществлять свою специфическую функцию — доставлять человеку (читателю, зрителю, слушателю) глубокое эстетическое наслаждение, пробуждать в нем художника, способного творить по законам красоты и вносить красоту в жизнь. Через эту единую эстетическую функцию искусства, посредством системы X. о. проявляются его познавательное значение, мощное идейно-воспитательное, политическое, нравственное воздействие на людей.Видимо это образ созданный художником (писателам, скульптором, творцом… )Разве ученый может создать художественный образ? А политик?Хотя составляющие (основа, матрица) Х. О. и берутся художником из реала, но при этом он вносит в него что-то от себя.Так он выражает свою фантазию, свое чувство гармонии или дисгармонии, свое творческое отношение к реалу.В итоге у зрителя (читателя) воспринимающего Х. О. пробуждается собственное творческое сознание, собственная фантазия.Где больше творческих образов- в картинах Глазунова (Шилова) , или в тестах Роршаха?Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, способ и результат освоения жизни в искусстве.Художественный образ диалектичен: он объединяет живое созерцание и её субъективную интерпретацию, и оценку автором (а также исполнителем, слушателем, читателем, зрителем) .Художественный образ неотъемлем от материального субстрата искусства. Так, смысл, внутреннее строение, чёткость музыкального образа во многом определяется природной материей музыки — акустическими качествами музыкального звука.В тоже время смысл художественного образа и в музыке, и вдругих искусствах, раскрывается лишь в определённой коммуникативной ситуации, в зависимости от функций, выполняемых искусством в жизни, и от общей картины мира, складывающейся в общественном сознании той или иной эпохи.В «Поэтике» Аристотеля образ-троп возникает как неточное преувеличенное, преуменьшенное или измененное, преломленное отражение подлинника природы. В эстетике романтизма подобие и сходство уступают место творческому, субьективному, преображающему началу. В этом смысле бес-подобный, не на кого не похожий. значит прекрасный. Таково же понимание образа в эстетике авангарда, предпочитающей гиперболу, сдвиг (термин Б. Лившица)



Предыдущий:

Следующий: