Что такое коммуникативная компетентность педагога? Коммуникативная…

Что такое коммуникативная компетентность педагога?

  • Коммуникативная компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения, обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым. (из словаря)
  • Коммуникативная компетентность и способы ее формирования являются предметом многочисленных психологических, лингвистических, педагогических исследований (Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, И. А. Богачек, М. С. Каган, А. А. Леонтьев, В. Н. Панкратов, Н. И. Шевандрин и др.) . Проблему коммуникативной компетентности педагога рассматривают Н. В. Бордовская, Л. М. Митина, А. К. Михальская, Н. Н. Обозов, А. А. Реан, Л. А. Шипилина, Е. А. Юнина, В. А. Якунин и др. Данный феномен анализируется в контексте понятий «коммуникативное взаимодействие» ( Л. А. Шипилина) , «коммуникативные умения» (А. Н. Леонтьев, И. П. Рачен-ко, В. А. Якунин) , «коммуникативность» (Н. Н. Обозов, Р. А. Парошина) , «коммуникативные качества, свойства личности» (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, В. А. Кан-Калик, В. А. Лабунская, А. В. Мудрик, Л. А. Петровская, А. У. Хараш) , «коммуникативные процессы» (Т. М. Дридзе, А. А. Леонтьев, В. А. Якунин) .Как показывают многочисленные исследования, в современных условиях необходим такой способ формирования коммуникативной компетентности, который обеспечивал бы развитие всех ее составляющих (не только знаний, умений, навыков, но и опыта общей и профессионально-педагогической коммуникации, коммуникативно значимых качеств, эмоционально-ценностного отношения к коммуникативной деятельности) . В этой связи на передний план выдвигаются задачи коммуникативного самосовершенствования, целенаправленной и последовательной подготовки студентов к самопроектированию коммуникативной компетентности.Проблема самопроектирования рассматривается в психологии, философии, менеджменте, педагогике. Философы (В. И. Розанов, Ж. -П. Сартр, B.C. Соловьев и др. ) и психологи (А. Г. Асмолов, В. И. Клейман, А. А. Леонтьев, А. Н. Счастливцев) рассматривают самопроектирование как сущностную природу человека, выражающуюся в его «способности строить самого себя, а значит, постоянно изменять содержание ответа на вопрос о его собственной сущности» (А. А. Леонтьев) , как способ культурного самоопределения. Психологами раскрыты возможности самопроектирования как формы психотехнической практики (В. И. Клейман) , как механизма восприятия научного и художественного образа (А. Н. Счастливцев) . В менеджменте обоснована эффективность использования самопроектирования как «обучения действием» (Л. Д. Гительман) .В практике вузовского образования имеются условия и предпосылки для целенаправленной организации процесса по формированию у будущего педагога готовности к самопроектированию своей коммуникативной компетентности: прежде всего следует положительно оценить осознание студентами и преподавателями значимости целей саморазвития коммуникативной компетентности, интегративный потенциал содержания учебных дисциплин, возможность опоры на взаимосвязь аудиторной и внеаудиторной работы. Однако эти и другие не менее значимые предпосылки и условия в должной мере не используются. Заканчивая обучение в педагогическом вузе, многие студенты сохраняют позицию «Я — студент, из меня должны сделать специалиста» . Изучение практики высшего педагогического образования показывает, что в настоящее время работа по формиро-ванию готовности к самопроектированию коммуникативной компетентности целенаправленно не ведется, что обусловливает низкий уровень такой готовности у будущих педагогов.
  • Умение общаться, и набор знаний качественно этим умением пользоваться. Спосбность граммотно выстраивать отношения с людьми.



Предыдущий:

Следующий: