Что такое флорентийская мозаика? Флорентийская…


Что такое флорентийская мозаика?

  • Флорентийская мозаика — мозаика: — изготовленная из шлифованных цветных камней разной формы; и — предназначенная для отделки интерьеров; — дающая эффект живописной работы.
  • Более 400 лет мозаичисты всего мира работают в технике, получившей название флорентийской мозаики. Ее суть состоит в наборе картин и деталей произведений прикладного искусства из пластин твердых камней со сложным рисунком. В 1580 году во Флоренции, в Уффици была основана мастерская, принадлежавшая семье Медичи, где были созданы лучшие образцы мозаичных произведений, вызвавшие подражание во всех странах Европы и в России. Окончательно сформировалась техника флорентийской мозаики в XVII веке. Она основана на использовании естественного рисунка камня: прослоек, прожилок, дендритов (древовидных рисунков) , пятен, штрихов. Такую мозаику называли «теневой». Доской набора для мозаики служили либо черный мрамор, либо аспид (аспидный сланец — черная, легко колющаяся на тонкие слои разновидность глинистого сланца) . Флорентийская мозаика, как правило, набирается из твердых камней: яшмы, лазурита, кремня, порфира и др. В начале XVII века распространились небольшие станковые картины, выполненные в технике флорентийской мозаики: пейзажи с фигурами на фоне моря или архитектурных построек.
  • Самая сложная из всех мозаик — флорентийская. Названа она так потому, что мастера Флоренции первыми стали использовать естественный, природный рисунок камня для получения готовых картин. К концу XVI века была выработана та особая техника мозаики, которая за свою историю не претерпела почти никаких изменений. Флорентийская мозаика — создание художественного изображения из сочетания поделочных камней разных цветов, оттенков и геометрических форм. Отличительная особенность флорентийской мозаики — тщательная, без швов, подгонка каменных пластинок, расположенных в одной плоскости. Художественный эффект флорентийской мозаики основан на идеальном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка. При разработке эскиза мозаичного панно прежде всего учитывают декоративные возможности имеющихся камней. Чем разнообразнее окраска и природный рисунок, тем богаче палитра. Мозаичные картины из камня обладают одним из наиболее ценных свойств — они вечны, так как краски камней не тускнеют, не выцветают и не осыпаются. Казалось, композиции из смальты ушли в прошлое. Но это длилось лишь до XVIII века, когда русский ученый М. Ломоносов заново изобрел технику изготовления глушеного стекла. В России было создано великое множество настенных панно в технике римской или византийской мозаики. На Урале по мере расширения добычи камня появляется русская мозаика. В ней получили дальнейшее развитие идеи флорентийской мозаики. Теперь в ход идут не только мрамор и яшма, но и полудрагоценные самоцветы — малахит, лазурит и т. д.столешница “Животный мир планеты Земля” выполненная в технике флорентийской мозаики из полудрагоценных и поделочных камней. Делалась 5 лет.Панно «Утка»Это искусство расцвело во второй половине XVII века в мастерских великого герцога Фердинандо де Медичи I, который превратил частную семейную лабораторию в великолепные герцогские мастерские, которые в следующем веке послужили прообразом придворных мастерских всех ведущих монархов Европы. Мастерская производила предметы меблировки и украшения церковного и светского характера – столешницы, кабинеты, шкатулки, реликварии, картины, вазы и т. д. , которые должны были символизировать могущество двора великих Медичи.Флорентийские мастера в совершенстве знали, как максимально использовать все возможности камня. Например, gialloantico – особому виду мрамора придавали приятный розовый оттенок при нагревании. Совершенно особым образом готовился к работе халцедон из месторождения Вольтера, оттенки которого варьируют от бледно-желтого до бледно-розового. Этот камень применялся для передачи тонов человеческого тела. Извлеченные на поверхность куски халцедона медленно нагревались и затем на целый год закладывались обратно в свои естественные подземные хранилища, что позволяло усилить блеск и яркость красок.
  • Понятие «флорентийская мозаика» со временем стало обозначать уже не место изготовления, а выразительный и оригинальный способ работы с камнем. Флорентийские мозаики исполнялись на Петергофской и Екатеринбургской гранильных фабриках.
  • В флорентийской мозаике изображение набирается из разноцветных камней твердых пород, используются полудрагоценные камни — агаты, яшма, гелиотроп, лазурит, перламутр, ониксы, горный хрусталь. Тонкие пластины камней наклеиваются специальной мастикой на черный шифер или черный бельгийский мрамор.Контуры фрагментов камня определяются линиями изображенного рисунка (в отличие от более простой техники римской мозаики, где используются мраморные плитки простых геометрических очертаний) . Естественный цвет и рисунок камня становится основным изобразительным средством. Подбор камня по контуру, рисунку прожилок и цветовому оттенку составляет основу искусства мозаичиста. В итоге его работы возникает картина, с одной стороны демонстрирующая чудо человеческой виртуозности, с другой — как бы созданная самой природой из естественных камней с их уникальным рисунком и цветом.Флорентийская мозаика — изобретение позднего Ренессанса. Первая крупная мастерская художественных мозаичных работ во Флоренции была основана в 1580 году семьей Медичи. Наиболее совершенной работой ее мастеров считается восьмигранный стол с цветами, плодами и птицами (сейчас в галерее Уффицци) . Он был сделан под руководством Якопо Отелли по рисунку группы художников во главе с Бартоломео Лигоцци. Сохранилось свидетельство, что двадцать два мозаичиста трудились над ним в течение двадцати пяти лет, начиная с 1613 года. В конце XVIII — начале XIX века техника флорентийской мозаики вызвала подражания, впрочем, не слишком многочисленные из-за ее сложности. Мозаичные мастерские возникают в Милане (мастерская Джакомо Раффаэлли) , в Англии (Дербишир) и в России (Петергоф) . В самой Флоренции традиции мастерской Медичи достойно продолжают мастерские Буонсиньи и Бьянкини. Сложность изготовления, использование полудрагоценных камней, длительность работы (без современного оборудования на изготовления одной мозаики уходили десятилетия) — все это делало мозаику исключительно аристократическим, чаще всего придворным жанром. Лишь немногие страны смогли позволить себе содержать собственную мозаичную мастерскую. Россия принадлежала к их числу. В России техника флорентийской мозаики получила новые изобразительные возможности, благодаря некоторым техническим изменениям. Эти изменения были внесены после изобретения в конце XVIII века «русской» мозаики. Так называют мозаичные работы с использованием тонких пластин малахита, лазурита, кушкульдинской яшмы, агатов и других ценных камней, которые нельзя получить в виде цельных крупных блоков. Для создания имитации монолита пластины тщательно подбирают по рисунку камня. Данная техника широко применялась русскими мастерами при создании Малахитового зала Эрмитажа. , знаменитой Янтарной комнаты, Лионского (лазуритового) зала и Агатовых комнат Екатерининского дворца, где создается ощущение, что декор стен состоит из цельных блоков цветных камней. Интересным примером может быть интерьер Павильонного зала Малого Эрмитажа. , выполненный А. Штакеншнейдером (1850). В этом огромном двухсветном зале с верхней галереей сложно сочетаются классические архитектурные формы с элементами мавританского стиля. Обилие и вычурность украшений аркад, позолота, полихромия мраморных ниш и фонтанов с орнаментом восточного рисунка, хрустальные люстры в стиле XVIII века создают экзотический и пышный интерьер. Большое значение, подчеркивающее оригинальность интерьера, получает сопоставление римской мозаики пола с Медузой Горгоной и восемью мифологическими сценами (копия античной мозаики пола древнеримских терм Окрикуланума близ Рима) с барочными столешницами, выполненными в технике флорентийской мозаики. Вычурность узора бронзовых ножек столов соответствует причудливости узора аркад и балюстрад, а флорентийские мозаики — это яркие цветовые акценты в различных частях интерьера, которые дополнительно связывают его части. (иллюстрации см. в комментариях)



Предыдущий:

Следующий: