Что символизирует лошадь в культурах разных народов? Лошадь…

Что символизирует лошадь в культурах разных народов?

  • Лошадь у славян — скорее, тотем сельского хозяйства и военной мощи. Символ силы и выносливости. В зороастризме культ белой лошади (Виштаспа) правил даже в вопросах основания городов и поселений, государств.
  • Символика коня чрезвычайно сложна и не до конца ясна. Конь символизирует интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Это типичный символ плодородия, мужества и мощной власти. Также этот образ является древним символом циклического развития мира явлений (кони, выносящие Нептуна с трезубцем из морской пучины, воплощают космические силы первобытного хаоса) . Как солярная сила белая, золотая или огненная лошадь появляется вместе с солнечными богами (Гелиос, Ра, Индра, Митра, Мардук) , впряженная в их колесницы; как лунная (элемент влаги, море и хаос) сила — боевые кони океанических богов, божественные кони Посейдона. Крылатый конь — это Солнце или космический конь. Он представляет чистый интеллект, невинность, жизнь и свет; им правят герои. Резвый и быстрый конь может символизировать ветер и морскую пену, огонь и свет. Конь — психопомп и посланник богов. В различных традициях конь некогда представлял собой заупокойное животное, переносящее умершего в иной мир. Таким образом, лошадь символизирует как жизнь, так и смерть (пара коней, белый и черный, олицетворяют жизнь и смерть) . Не случайной является масть коня. В различных традициях можно заметить преобладание двух мастей: сивой и рыжей. На русских иконах, изображающих змееборство, конь почти всегда или белый, или огненно-красный. В этих случаях красный цвет явно представляет собой цвет пламени, что соответствует огненной природе коня. Белый же цвет есть цвет потусторонних существ, существ, потерявших телесность — везде, где конь играет культовую роль, он всегда белый. Так, греки приносили в жертву только белых лошадей; в Апокалипсисе смерть сидит верхом на «бледном коне»; в германских народных представлениях смерть является верхом на тощей белой кляче. Конь олицетворяет необузданные страсти, природные инстинкты, бессознательное. В связи с этим в античную эпоху он часто наделялся способностью предсказания. В сказках (например, у братьев Гримм) коню как обладающему качествами ясновидения часто поручалась задача своевременно предостерегать своих хозяев. Юнг считает, что конь выражает магическую сторону Человека, интуитивное познание. Cамый важный и знаменитый ведийский ритуал — «жертвоприношение коня», ашвамедха. В его структуре видны элементы космогонического характера — конь практически олицетворяет Космос и его жертвоприношение символизирует (т. е. воспроизводит) акт творения. Ритуал был призван очистить всю страну от греха и обеспечить плодородие и процветание. Следы этого ритуала можно найти у германцев, иранцев, греков и латинян. Конь является воплощением бога Агни. Он — бог огня, посредник между двумя мирами, сопровождающий души умерших в поднебесье. В «Ригведе» небо сравнивается с конем, украшенным жемчугами. Ашвины («обладающие конями» или «рожденные от коня») — божественные близнецы ведийской мифологии, солярные божества. Подчеркивается их роль божественных целителей. Они — «всезнающие», «божественные врачи» — помогают в беде, приносят богатство, дают жизненную силу, возвращают жизнь умершим. В иранской мифологии колесница Ардвисуры Анахиты запряжена четверкой белых коней: ветром, дождем, облаком и мокрым снегом. Одна из самых красочных легенд повествует о битве Тиштрии, олицетворяющего Сириус, и демона засухи Апаоши. Каждый год они вступают в единоборство на берегу моря. Тиштрия спускается с неба в виде белого златоухого коня. Там его встречает Апаоша — конь черный, облезлый, безобразный. От исхода их битвы зависело многое — дожди, плодородие, жизнь. Это общеиндоевропейский мифологический сюжет об освобождении мировых вод в результате поединка бога-громовержца с демоническим противником. В китайской мифологии лошадь — Небеса, огонь, ян, юг, скорость, упорство, доброе предзнаменование.
  • Лошадь в символическом смысле олицетворение силы и жизненности на более высоком уровне, чем корова (Бык) . Уже в пещерном искусстве ледникового периода дикие лошади и дикие коровы образуют важнейшие мотивы живописи, и было высказано предположение (в том числе А. Леруа-Гураном) , что оба эти вида животных позволяют заключить о наличии дуалистической программы у доисторических живописцев. Приручение лошади состоялось лишь сотни лет спустя в Восточной Европе или Центральной Азии, причем кочевые народы-всадники беспокоили оседлых жителей Средиземноморья (см. Кентавры) . Как первоначально зловещее животное, она часто ассоциировалась с царством мертвых (дикое войско) и приносилась в жертву умершим, но позднее, благодаря своей быстроте и скаковой силе, возвысилась также до символа Солнца или упряжного животного небесной колесницы (Аполлона, Митры, огненной колесницы Илии) . Часто это символическое содержание было противоречивым, когда, с одной стороны, показывается сияюще белый конь «Христа триумфатора». с другой — кони «апокалипсических всадников» (Откровение Иоанна Богослова) . Отцы церкви приписывают коню высокомерие и сладострастие (говорят, он плотоядно ржет, когда видит женщину) ; но одновременно он появляется как символ победы (например, мучеников над грешным миром) . В античности позитивный аспект предусматривался уже крылатым конем Пегасом. В сказках кони часто выступают как предсказывающие будущее, сведущие в магии существа, они говорят человеческими голосами и помогают доверившимся им людям добрыми советами. В христианской легенде как святые всадники выступают победитель дракона св. Георгий, делящийся своей мантией св. Мартин, св. Губерт и св. Евстахий. На изображениях распятия кони римлян отворачивают от Христа головы, что указывает на неверие их всадников. Лошадиные черепа на фронтонах домов выполняли функцию охранительных амулетов. Древнегерманские лошадиные жертвоприношения, сопровождаемые употреблением жертвенного мяса, привели к тому, что после христианизации употребление лошадиного мяса было запрещено и еще до сих пор рассматривается как «непринятое в обществе». Психологически ориентированное символоведенис видит в лошади «благородное» и умное, но при расстройстве также становящееся воплощением страха и испуга существо; «Оно» (сфера влечений) и Я воспринимаются, как лошадь и всадник; при нарушении взаимосвязи возникают сны о слепо лягающихся лошадях, которые тем самым могут выполнять функцию призыва к единству
  • На протяжении всей истории развития человечества лошади сопровождают нас в жизни. Они для нас и друзья и помощники и волшебные существа, и спутники богов. Символ Лошади, Коня очень многогранен и несет очень разную смысловую нагрузку у разных народов, но в основном, общим является то, что конь- это всегда олицетворение силы, мудрости и благородства! В различных традициях конь некогда представлял собой заупокойное животное, переносящее умершего в иной мир. Таким образом, лошадь символизирует как жизнь, так и смерть (пара коней, белый и черный, олицетворяют жизнь и смерть) . Слово » лошадь» восточные славяне переняли у тюркских наездников, оно звучало как » алоша» . Тюркские племена кочевали в южно-русских степях и близко соприкасались со славянами Приднепровья. Слова же «конь» , «кобыла» ,»жеребец» чисто славянского происхождения, они встречаются в языках многих славянских народов и своими корнями восходят к индоевропейскому праязыку.Славянские мифы невероятно богаты лошадиными образами. Конь – верный спутник и незаменимый помощник богатырей. Все русские герои былин и сказок, в противовес персонажам других народов, холили и лелеяли своих коней, редко, где упоминаются плетки и шпоры, используемые ими. Например, Илья Муромец – величайший из славянских богатырей, из «бурого жеребеночка косматенького» воспитал доброго коня, который верно служил ему. Конь традиционно является непременным атрибутом многих божеств, и особенно божеств войны, грома и тому подобных. Наиболее же архаичен в славянской мифологии образ всадника, поражающего Змея. Так, например, Перун неизменно представлялся всадником на коне или колеснице, поражающим Велеса-Змея.Вообще очень многие языческие божества представлялись конными (например, сезонные божества Двсень и Ярила) . В языческие времена при храмах многих высших богов держали лошадей, и считалось, что на этих самых конях ездят боги. К примеру, согласно легендам бог Свентовит выезжает на битву с демонами и прочими существами на своем белом священном коне, содержащимся при храме. В народных поверьях конь наделялся способностью предвидеть судьбу, и прежде всего – смерть. По этой причине коней часто использовали в гаданиях. Так, например, во время святочных гаданий лошади завязывали глаза, садились задом на перед и следили: куда она пойдет, туда гадающая выйдет замуж. Некогда при храме высшего бога балтийских славян, Свентовита, держали священного белого коня, которого при гаданиях подводили к трем рядам копий: если конь ступал с левой ноги, то это считалось дурным знаком, а если с правой – добрым.В похоронных обрядах и вообще обрядах, связанных со смертью, кони играли особую роль. Конь в народных поверьях, связывался с «тем светом» , загробным миром, и не редко воспринимался как проводник в мир мертвых.Среди семейных обрядов конь принимал участие в свадьбах. Так, например, в русском средневековом обряде коня давали в качестве выкупа за невесту.Скандинавские викинги считали, что именно кони влекут по небу солнечную колесницу (Арвак и Альсвин) . Ночь тоже ездит на конной повозке, и то, что мы считаем росой, на самом деле – пена, падающая с конских удил. Мировое Дерево скандинавской мифологии носило имя Иггдрасиль – в буквальном переводе «конь Игга» , причем Игг – «ужасный» — было одним из прозвищ Одина.В иранской мифологии существовал такой образ вселенной: космос – это колесница, запряженная четверкой коней, воплощений огня, воды, земли и атмосферы, которая совершает циклические обороты. В конце мира кони выйдут из повиновения колесничему, и будут драться до тех пор пока один из них (огонь) не поглотит остальных.Любимым конем основателя буддизма Сиддхарта (623 -544 гг. до н. э. ) был Канатка. Именно на этом коне Будда покинул дворец и отправился странствовать по северной Индии, проповедуя новую религию. Греческая мифологи «насыщена» лошадьми до предела. Абсолютное большинство богов ездит либо верхом, либо в колеснице.
  • Имеет двойственное значение. Как солярная сила белая, золотая или огненная лошадь появляется вместе с богами Солнца, впряженная в их колесницы; как лунная (элемент влаги, море и хаос) сила — боевые кони океанических богов. Таким образом, лошадь символизирует как жизнь, так и смерть. Лошадь символизирует также интеллект, мудрость, ум, рассудок, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Она обладает инстинктивной чуткой звериной натурой, магическими силами обожествления и символизирует ветер и морские волны. Появляется в изображениях богов плодородия и Ванира. На ней может скакать дьявол, и тогда она становится фаллической. Если всадник — Дикий Охотник и Эрл-Король, она означает смерть.Крылатый конь — это Солнце или космический конь. Он представляет чистый интеллект, невинность, непорочность, жизнь и свет; им правят герои. В более позднее время конь заменил быка в жертвоприношениях. Оба они олицетворяют богов Неба и плодородия, мужскую силу, а также хтонические силы. Белый конь океана имеет отношение как к принципу воды, так и к принципу огня. Лев, убивающий быка или коня, означает Солнце, иссушающее влагу и туман. Черный конь — знак похорон. Предвещает смерть и символизирует хаос. Появляется в период двенадцати дней хаоса между старым и новым годом. Жертва октябрьского коня означает смерть смерти.В буддизме конь — нечто неразрушимое, скрытая природа вещей. Крылатый или Космический конь «Туча» является одним из образов Авалокитешвары или Гуань-Иня. Будда покинул дом на белом коне. В китайском буддизме крылатый конь носит на спине Книгу Закона.В христианстве конь — это Солнце, смелость, благородство. Позднее, в эпоху Возрождения, он стал символизировать похоть.Существуют две версии происхождения Пегаса. По одной из них Пегас появившился из отрубленной Персеем головы Медузы-Горгоны (В других источниках из туловища или шеи) . По другой легенде, Пегас — плод связи Медузы с богом моря Посейдоном, который, по греческим легендам, и сотворил коней. Пегас летает над самыми высокими горами со скоростью, превышающей скорость ветра.Символически Пегас объединяет жизненность и силу коня с птицеподобным освобождением от земной тяжести, из-за чего напрашивается ассоциация с неистовым, преодолевающим земные препятствия духом поэта. Образ Пегаса иллюстрирует позитивный аспект лошади (коня) , чей образ, с другой стороны, мог также принимать зловещие черты (Кентавр) .Одни из самых загадочных образов античной мифологии Кентавры — полулюди-полукони. Со времен греческой античности кентавры — мифические существа с туловищем лошади и торсом и головой человека — являются символом двойственности. Они представляют собой олицетворение низшей природы человека, его животной натуры, соединенной с высокой природой, человеческими достоинствами и способностью суждения. Это комбинация слепой силы инстинктов и направляющего духа. Лошадь олицетворяет мужскую солярную силу и является подножием для поднимания духа человека.В христианстве кентавр символизирует чувственность, необузданные страсти, излишества, прелюбодеяние, воплощение дьявола. Кроме того, этот персонаж служил олицетворением человека, разрываемого между добром и злом, еретика, который хоть и знает учение, но применяет его неверно.

Предыдущий:

Следующий: