Что означают слова ПРИТЧА, НОВЕЛЛА, ЛИРИЧЕСКАЯ…

Что означают слова ПРИТЧА, НОВЕЛЛА, ЛИРИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА .

  • ПРИТЧА (иврит. машаль — «пример», «образец», «притча») — в иудаизме и христианстве — один из ведущих жанров религиозно-философской литературы, важнейшая структурная единица многих текстов как в еврейской (см. Танах) , так и в христианской Библии. В самом первоначальном смысле в древнееврейской культуре П. понималась как любое сочетание слов, для создания и восприятия которого в равной степени нужно интеллектуальное усилие и которое, что еще более важно, несет в себе предельно сгущенный, концентрированный духовный смысл, является выражением мудрости и жизненного опыта. Не случайно ведь и само слово машаль означает «пример», «образец» — образец поведения, выбора в той или иной сложной ситуации, парадигма позитивного или негативного опыта. В самой этимологии слова содержится указание, что П. всегда несет в себе обобщение, иносказание, символические подтексты. В частности, и греческое слово parabolon (парабола) , которым в Септуагинте было передано слово машаль [в частности, в Коѓэлете, или Экклесиасте, — Еккл 12:9], означает «находящийся рядом», «соположенный», т. е. в конечном счете то, что имеет два смысла — прямой и иносказательный. Тот же смысл имеет и греческое название Книги Мишлей (мн. ч. от машаль) — Книги Притчей Соломоновых (см. Притчи) — Paroimiai. Сходное значение несет в себе и славянское слово притча — «то, что соткано (сплетено) с другим». Итак, древнейшее назначение П. — быть афоризмом, изречением житейской мудрости, наставлением и поучением на жизненной дороге. П. как афоризм и поучение представлена ярче и полнее всего в книге, которая так и называется — Мишлей (Притчи) , или Книга Притчей Соломоновых. И уже в ней можно увидеть, как из П. -афоризма развивается П. гомилетического характера (см. Гомилетика) , использующая образное уподобление целой ситуации или конкретный житейский эпизод для передачи обобщенного религиозно-этического опыта (П. в таком виде широко использовали в своей проповеди перед народом пророки; см. Пророков Книги) . И наконец, на основе П. гомилетического характера, а также, возможно, и вполне самостоятельно, развивается рассказ-П. или повесть-П. , иногда опирающаяся на подлинный исторический материал, иногда — на историко-легендарный, иногда представляющая абсолютный вымысел, но так или иначе преследующая одну цель — через конкретный сюжет подвести читатели к более обобщенным смыслам, определенному моральному выводу, проиллюстрировать тот или иной религиозно-философский и (или) этический тезис. Можно сказать, что П. в последнем ее варианте (рассказ-П. , повесть-П. ) никогда не тождественна своей фабуле: событийный ряд выступает как обобщающая парадигма духовного, нравственного опыта. Иногда такая П. служит для постановки неразрешимых, антиномичных проблем бытия и сознания и не столько отвечает на вопросы, сколько подводит читателя к ним, заставляет иначе взглянуть на мир, содержит множество смыслов (такой символической П. является, например, Книга Ийова [см.] , или Иова) .ну и так далееh ttp://slovari.yandex.ru/dict/religion/article/rel/rel-1300.htm
  • Притча — малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость) .Близка к басне; в своих модификациях — универсальное явление в мировом фольклоре и литературе.НОВЕЛЛА, малый прозаич. жанр художественной литературы.Лирическая миниатюра – выразительное описание чего-нибудь или кого-нибудь с ярко выраженным чувством автора.Миниатюра — это сочинение небольшого объема на узкую тему, законченное по форме и содержанию



Предыдущий:

Следующий: