Что известно об истории возникновения кукольных…

Что известно об истории возникновения кукольных театров?

  • По мнению исследователей, прототипы кукол возникли еще 40 тысяч лет назад, только раньше они использовались не для развлечения, а для магических обрядов». Еще в Древней Руси существовали уличные представления с «Петрушкой», в которых народ высмеивал царя и бояр. Затем в стране стали появляться театры марионеток, тростевых, перчаточных кукол.Во время Великой Отечественной войны очень популярными были передвижные кукольные театры, которые поднимали боевой дух солдат.
  • Никто точно не знает, когда появился первый кукольный театр. Существует две легенды возникновения театра. Вот первая: В Китае, во время междоусобных воин, в одном городе люди потеряли надежду на победу и собирались сдаться. К императору пришёл мудрец и сказал: императору пришёл мудрец и сказал: «Сделайте кукол в виде красивых девушек и выставьте их на крепостной стене». Император приказал сделать так, как сказал мудрец. Через день враги отступили. Император спросил мудреца, как он додумался до этого. Он ответил, что послал разведчика, который узнал, что жена вражеского императора очень ревнива, и когда она увидела красивых девушек, приказала мужу, чтобы он отступил. Так куклы спасли город. А вот вторая легенда: Жил-был король. У него умерла жена. Он очень горевал. К нему пришёл мудрец и сказал: «Я тебе помогу. Ты будешь каждый день видеть свою жену, но никогда не заглядывай за ширму». Итак, он теперь видел свою жену, и она разговаривала с ним. Но однажды король не выдержал и заглянул за ширму. Там была плоская бумажная фигура. Король приказал повесить этого мудреца. В день казни король спросил, как он сделал такую точную копию королевской жены. Мудрец ответил, что он сделал куклу и расспросил служанок, о чём и как говорила королева, и создал теневую копию его жены. Тогда король отменил приказ о казни мудреца и велел во всём городе сделать теневые театры. В России первое упоминание о кукольном театре было в 1609 году. Одной из первых кукол был Петрушка. Его полное имя Пётр Петрович Уксусов. Впервые Петрушку увидел в России немецкий писатель, путешественник и дипломат Адам Олеарий. Это было почти 400 лет назад! Смешное в этом герое было то, что когда он выходил на «сцену», он тут же начинал бить всех палкой, а в конце представления выходила смерть и уводила Петрушку со сцены за его длинный нос. У Петрушки были братья во всём мире. Так, в Венгрии был Витязь Ласло. Он отличался тем, что бил всех не палкой, как Петрушка, а сковородой. Но вернемся все же в Россию. В 1730 году в газете «Санкт-Петербургские ведомости” была впервые напечатана статья о кукольном театре, автор который дал лучшее определения кукольному театру, способному ”естество вещей показывать». Разумеется, этот театр, как и балаганы с Петрушкой, не был профессиональным, тем более у него не было постоянного помещения. Первый профессиональный росийский кукольный театр был основан в Москве при Центральном доме художественного воспитания детей 16 сентября 1931 года. С первого дня его возглавлял Сергей Владимирович Образцов. В течение пяти лет у театра не было собственного помещения, и выступал он перед детьми в школах и клубах Москвы. В 1937 году у театра появилась своя сцена на улице Горького. А в 1970 году Центральный кукольный театр переехал в специально выстроенное для него здание на Садовом кольце, с единственными в своем роде механическими часами — подлинным украшением Москвы. В театре имеются большой и маленький зрительные залы, в которых соответственно 500 и 200 зрительных мест, два фойе с аквариумами редких тропических рыб и с певчими птицами, и самое интересное — редчайшая экспозиция музея театральных кукол. Он был организован в 1937 году. Его основателем и первым директором был актёр А. Я. Федотов. Музей- единственное в России и крупнейшее в мире собрание театральных кукол. Сейчас в России работает свыше ста театров этого жанра. Виды кукол-Марионетки, Тростевые куклыСмотрите комменты.
  • Театр кукол всегда привлекал человека своей похожестью на живых существ. Человек сравнивал себя с куклой, которую постоянно дергают за невидимые ниточки. Тема человеческой воли волновала уже философов античности и средневековья. Люди верили, что с помощью куклы можно изобразить то, что скрыто от глаз. Чудо оживления неживой куклы в живого персонажа с помощью человеческой фантазии позволило кукольному театру пережить многие тысячелетия и уклады жизни человека и не утратить своей притягательности.Первые упоминания о кукольном театре связаны с праздниками древнего Египта. Разыгрываемые с помощью статуэток сцены из жизни Бога Осириса собирали толпы людей. В древней Греции делали огромные фигуры, которые приводили в движение по особым праздникам. Украшали их драгоценными камнями и называли «автоматами» . Греческую традицию переняли римляне. Так, римский поэт Овидий описал чудо, которое случилось в храме: «Статуя Сервия Туллия вдруг «оживилась» , рука поднялась и закрыла себе глаза, чтобы не видеть дочь, которая совершила проступок» . В Греции кому-то пришла в голову мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки. Этот театр впервые образно разделил мироздание: небо и землю, людей и Богов. Потом сделали небольших кукол и поставили внизу – людей, наверху – Богов.На дне ящика придумали прорези, чтобы вставить палочки и управлять куклами. Из маленьких детских сценок выросли целые пьесы, и получился театр. Отголоски этого театра живут и сейчас: украинский вертеп, польская шопка, белорусская батлейка, румынский Вифлеем. Во всем мире кукольный театр стал подлинно народным искусством. Кукольники играли многие народные сказки, притчи, легенды. ИТАЛИЯ. В Италии любимой куклой считают Пульчинеллу, прообраз древнеримского персонажа — шута Маккуса. Пульчинелла переводится как петушок, уж очень он задиристый и смешной.ФРАНЦИЯ. Французы вырезали из дерева веселую куклу Полишинеля. У него огромные глаза и розовые щеки. Секрет настроения куклы зависит от поворота ее головы.АНГЛИЯ. В Англии существует непобедимый Панч, который сражается с придворными, полицейскими, офицерами и палачами. Он всегда побеждает, а публика ликует.РОССИЯ. Судьба русского Петрушки тоже счастливая. Народ всегда любил весельчака, легко справляющегося с попами, чертями и другим злом.ГЕРМАНИЯ. Любимец немецкого народа – Касперле. Он – озорник и плут, играет в пьесах для взрослых и детей.ЧЕХИЯ. Чешский Кашпарек – родной брат Гиньоля и Касперле. Триста лет чехи гордятся своим кукольным героем. Знаменитый Кашпарек хранится в национальном музее Праги. Когда приезжаешь в Чехословакию, в киосках и магазинах, всюду можно увидеть на плакатах кукол Спейбла и Гурвинека. Они рассказывают о том, как хорошо жить на свете, когда ты окрыт миру и добру.ЯПОНИЯ. Японский театр бережно хранит все формы традиционного кукольного искусства. Люди в черных одеждах выходят на сцену и выносят больших (ростом с человека) кукол. Каждую ведет несколько человек. Лица актеров – в капюшонах, а у кукол очень выразительные черты лица. Театр называется «Бунраку» .КИТАЙ. Древняя цивилизация Китая накопила огромное разнообразие кукол. В театрах Китая насчитывалось около двух тысяч пьес. Ввиду того, что ответ ограничен лимитом, даю ссылки:http://www.bestreferat.ru/referat-80110.htmlhttp://www.teatr.ruo-dzvolg.ru/kykla.htmИ, конечно, никак нельзя не вспомнить знаменитый театр С. В. Образцова.В 1931 году Сергей Образцов основал и возглавил Центральный театр кукол, который сегодня носит его имя. За десятки лет его театр превратился в самый крупный мировой кукольный центр, с двумя зданиями на Садовом кольце столицы, двумя сценами, зимним садом, самой полной и единственной в России библиотекой, где собрана вся известная литература о куклах, крупнейших в мире Музеем театральн
  • До сих пор не известно точно, как и когда появилась идея кукольного театра, и кто показал первый в истории кукольный спектакль. Одни исследователи считают, что театр кукол возник из детской игры. Другие придерживаются мнения, что истоком театра стали народные праздники, игры и обряды с их песнями, переодеваниями, участием масок и чучел животных. Некоторые говорят о происхождении театра из религии и ее обрядов, а кто-то это отрицает, доказывая, что театр возник еще до зарождения религии. Но, в любом случае, кукольный театр удивительно, почти магически воздействует на человека, особенно ребенка. Изначально, кукольный театр был народным зрелищем. Вспомним хотя бы ярмарки на Руси, которые не обходились без кукольного балагана и веселого, неунывающего Петрушки. Он появлялся над ширмой, здоровался с публикой, а затем начинались его приключения. Петрушка наказывал всех, кто его обижал, высмеивал жадность, обман, лживость. В других странах тоже были свои народные герои: итальянский Пульчинелла, французский Полишинель, английский Панч, чешский Кашпарек. Каждый народ имел свои традиции кукольных спектаклей. Например, в Китае, Индии, Турции и других странах Азии был распространен театр теней. В этом театре нет традиционных кукол и красочных декораций. Вместо них — экран, на который проецируются силуэты людей, животных, птиц, предметов. А в Японии традиционным был театр дзёрури, где старинный народный песенный сказ соединяется с кукольным представлением. Декорации для такого театра рисовались очень тщательно и реалистично. Куклы изготовлялись большого “роста” (100-130 см), у них двигались не только ноги и руки, но даже пальцы, глаза и брови. Управляли такой куклой сразу три кукловода, и чтобы добиться слаженной работы, они должны были тренироваться не один год.

Предыдущий:

Следующий: