Что известно о дьяковской культуре? Свое название дьяковская…


Что известно о дьяковской культуре?

  • Свое название дьяковская культура получила от городища в с. Дьяково под Москвой, исследованного в конце 19 в. Начало систематического изучения городищ дьяковская культура было положено А. А. Спицыным, который, однако, ошибочно рассматривал их как жертвенные места 6-7 вв. н. э. Дальнейшее изучение дьяковская культура связано с именами В. И. Сизова и советских археологов В. А. Городцова, А. В. Ардиховского, П. Н. Третьякова. Древнейшие городища дьяковской культуры — Старшее Каширское, Калязинское и др. — относятся к середине 1-го тысячилетия до н. э. Они возникли на грани эпохи бронзы и раннего железа, когда совершался переход от охотничье-рыболовецкого хозяйства к скотоводческо-земледельческому. Развитие скотоводства, а затем земледелия создавало известные накопления в виде стад и запасов зерна. Для защиты этих ценностей от грабежа вместо старых незащищенных селений стали возводиться укрепленные городища, расположенные на отрогах крутых речных берегов и обнесённые валами и рвами. Каждое городище представляло собой небольшой (площадью 1000-3000 кв. м. ) патриархальный поселок, группа соседних поселков составляла селения одного родового коллектива. На площади городищ располагались жилища-землянки круглые или прямоугольные (размером 4х6 м, 4х7 м) . Большое количество укреплённых городищ на территории Волго-Окского бассейна в 1-м тысячелетии до н. э. свидетельствовало о частых столкновениях между отдельными родами и племенами. С первых веков н. э. наряду с городищами возникают открытые поселения — селища, расположенные в местах, удобных для земледелия. В связи с этим можно предполагать, что в этот период создаются обширные объединения типа союзов племён, уменьшавшие возможность военных столкновений. В городищах начала и середины 1-го тысячелетия н. э. — Дьяковском, Березняковском и др. — в больших масштабах велась обработка металлов (железа, бронзы) . Изготовлялись железные серпы, топоры, стрелы, бронзовые украшения. Для отливки бронзовых украшений пользовались глиняными тиглями, льячками, каменными литейными формами. Одним из распространённых занятий населения Дьяковская культура являлась обработка кости. Отпечатки тканей на посуде и большое количество пряслиц свидетельствуют о развитии ткачества. Наличие среди инвентаря городищ привозных изделий в виде предметов с эмалью, позолоченных бус и др. позволяет говорить о связях населения Дьяковская культура со скифами, а позднее с сарматами и славянскими племенами. http://bse.sci-lib.com/particle009023.html фото Дьяковская культура. Предметы из древнейших городищ. Железные изделия
  • Дьяковская культура — археологическая культура VII до н. э. — V веков, характерная для западной части территории между Волгой и Окой Археологам хорошо известны памятники, оставленные дославянским населением Москворечья. Это городища и селища, многие из которых возникли еще в I тысячелетии до н. э. , когда на этой территории наступила новая эпоха – железный век. Большинство памятников раннего железного века, известных в Москве и Подмосковье, относится к дьяковской археологической культуре. Культура получила название по имени первого исследованного памятника – Дьякова городища, которое в настоящее время находится на территории музея-заповедника “Коломенское”.Изменения в культуре на рубеже эр. На рубеже эр в жизни обитателей москворецких городищ происходят резкие перемены. К концу I тысячелетия до н. э. полностью исчезает сетчатая керамика, меняются форма и орнамент сосудов. Около III века н. э. в бассейне Москвы-реки появляется лощеная керамика, т. е. сосуды с тщательно, до блеска, отполированной поверхностью. Такая посуда использовалась в качестве столовой: на горшках и мисках нет следов нагара и копоти.O дьяковской культуре. Ее выделили еще в 19-м веке. Считается, что ее началом стало проникновение примерно в 10 веке до РХ в междуречье Волги и Оки новых племен – с запада. Они, смешавшись с аборигенами, дали новый этнос, который для времен около рубежа эр уже корректно будет идентифицировать с племенем меря (доказательств, что дьяковцы – это именно меря, в науке собрано, на мой взгляд, достаточно) . Чертов городок, как пишет в своем блестящем эссе Екатерина Тавлинцева, был самым ранним из дьяковских поселений. Судьба людей, оставивших памятники вроде Чертова городка, по словам г-жи Тавлинцевой, остается загадочной, хотя, на мой взгляд, эту культуру заканчивали потомки тех самых людей, которые ее начинали. Мощность культурного слоя Чертова городка, по словам г-жи Тавлинцевой, превосходит таковую на самом Дьяковом городище. До нашей эры дьяковцы жили себе в лесах, постепенно прогрессировали (учились плавить металлы, все активнее культивировали земледелие, так, что к началу эры истребили леса, и те, что мы видим сегодня – уже не коренные, а вторичные) , и понемногу контактировали с обитателями южных степей. Доказано, что дьяковцы перенимали некоторые технологии у скифов – так, их костяные наконечники стрел подражают скифским формам, найдено также некоторое количество привозных вещей из Скифии. Были эти места, как нетрудно понять, глухой периферией. Причина прозрачна, и это не только расстояния: у дьяковцев не было шансов вписаться в античную экономику. Зерно выращивали в достаточных количествах Египет и Скифия, в лесах будущего Подмосковья не было земледелия в должных масштабах. Моды на меха в античных Греции и Риме не было. Жарко, и – вульгарно. Вина дьяковцы не делали, ремесленники из них по сравнению даже и со скифами – никакие… . В VI—VII вв. н. э. культура переживает заметный кризис, причины которого на сегодняшний день не совсем ясны. Сокращается число поселений. Уменьшается количество привозных вещей. Тем не менее среди импортов того времени есть редкие и интересные находки, такие как бронзовые колокольчики с полями, найденные на Дьяковом городище, вещи, родиной которых были прибалтийские земли. http://goledyanka.narod.ru/Djakovo.htm



Предыдущий:

Следующий: