Что дает детям обучение по занковской системе? В чём заключаются…


Что дает детям обучение по занковской системе?

  • В чём заключаются особенности Занковской системы? — Особенность в том, что эта система направлена на общее развитие ребёнка. И если сегодня мы, говоря о модернизации российского образования, считаем, что современное качество образования — не только знания, но и развитие созидательных, познавательных способностей, самостоятельности и инициативности, то развитие личности — это как раз то, что система ставит во главу угла. То есть, развитие интеллектуальных способностей, воли и чувств. Эмоциональное преподнесение материала даёт лучшее качество знаний. Достижение поставленных целей идёт через демонстрацию детям широкой картины мира, через науку, искусство и литературу. Поэтому эта система даёт возможность человеку найти, определить, выявить у себя эти способности. В Занковской системе нет первостепенных предметов — каждый из них значим. Можно и через уроки труда достичь потрясающих результатов — ребятишки там проектируют, конструируют, исследуют, работают руками, создают дизайн, оформляют работы, и у них развивается речь. Ведь именно эти уроки могут кому-то в жизни пригодиться — эта эстетика и умение видеть красоту, а не математика или русский язык.Кроме того, в системе Занкова привлекают отношения учитель-ученик. Ребёнок здесь не как объект, в который наталкивают знания, а полноценный субъект, участник этой деятельности. Зачастую в конце урока учитель спрашивает у детей, что они хотели бы узнать на следующем занятии, и в зависимости оттого, что детям интересно, строит его. Те, кто работает по Занковской системе, вжился в неё, и им странно теперь видеть традиционные уроки с опросами и другими характерными чертами. Я видела, как на уроке музыки дети зааплодировали учительнице, которая исполнила польку на фортепиано. Дети не обращают внимания, когда у них на уроке сидят посторонние гости — они не «зажаты» , а работают, развиваются. Конечно, всё это требует большого труда и знаний учителя, но результаты того стоят.Поскольку это новые технологии — то и новые учебники. У них богатое содержание, например, учебник по развитию речи автора Натальи Васильевны Нечаевой, азбука — обучение грамоте. По ним каждый урок многогранен, там даётся не только, например, звук, но и масса нового, параллельно — из грамматики, истории и т. д. Таким образом, для ребёнка материал не однообразен, у него не пропадает интерес. Появился предмет «Литературное чтение» , в корне отличающийся от просто уроков чтения. Ребятишки в диалоговом режиме рассуждают, могут спорить, возражать. В Занковской системе любой ответ принимается учителем, просто, если ребёнок ответил не так, учитель не говорит: «Нет, не верно, садись» . Он спрашивает: «А почему ты так считаешь?» . В итоге для ребёнка нет унижения, страха, что он ответит неправильно. Материал расположен в учебниках так, что он помогает учителю самому решать вопросы методического характера, выбирать творческие формы заданий. Ребятишки живут на уроках, а не просто получают знания, которые им пригодятся через десять лет. Поэтому даже на выставочных фотографиях видно, что дети улыбаются, что они довольны. Классы, как правило, дружные и сплочённые, там нет соревнования: «А я лучше!» . Работа идёт в парах, в группах. Конечно, если лидерство есть, его только поддерживают. Есть интересный предмет «Окружающий мир» , факультатив по экономике — всё это очень важно для социализации личности. Также в учебниках заложен воспитательный аспект. Бюджет семьи, например, рассматривается на уроках экономики. Ведь когда ребёнок сам всё посчитает, он задумается: «А могу ли я требовать у родителей купить мне дорогую вещь?» . Дети реально видят расходы семьи. Им даются такие задания, решения которых нужно найти, — и они смотрят словари, энциклопедии, спрашивают у взрослых. Это называется активизация познавательной деятельности. Сложность, конечно, в том, чтобы относиться к ребёнку как к личности. Это важно и для учителя, и для других детей. Природа ведь одарила всех по-разному: кто-то



Предыдущий:

Следующий: