Чем особен Храм Василия Блаженного ? 1. Много Вы видели храмов…


Чем особен Храм Василия Блаженного ?

  • 1. Много Вы видели храмов такой архитектуры? С такими куполами?2. Не каждый храм называют в честь юродивого, который на его ступеньках сидит.3. История зодчих, строивших этот храм.4. Его всё-таки не взорвали в годы советской власти, хотя планировали.
  • Василия Блаженного храм — собор Покрова возведён в 1555-1560 (1561?) на Красной площади в Москве зодчими Бармой и Постником Яковлевым (по некоторым предположениям одно и то же лицо) как храм-памятник в честь покорения Иваном IV Казани 2 ОК 1552 и во славу павших в этой битве воинов. Все его девять самостоятельных столпов-церквей были посвящены дням, на которые пришлись наиболее важные события Казанского похода. У его стен был похоронен популярный в те времена в народе московский юродивый Василий Блаженный. Над его гробом, в северо-восточном углу храма в 1588 был устроен придел, после чего собор получил своё второе наименование. Собор построен из кирпича, фундаменты, цоколь и некоторые детали — из белого камняВозведен в 1555-1561 гг. на Красной площади у каменной Троицкой церкви «на рву» 1553 г. зодчими Бармой и Постником Яковлевым как храм-памятник в честь покорения Иваном IV Казани в 1552 г. и во славу павших при этой битве воинов (Троицкая церковь вошла в состав нового храма) . У его стен похоронен популярный в народе в те времена юродивый Василий Блаженный, и над гробом его в северо-восточном углу храма в 1588 г. был устроен придел, давший имя собору, более употребительное, чем его основное название.Первоначально строителям было предложено соорудить храм Покрова с семью приделами (не считая Троицкого) во имя тех святых, память которых отмечалась в дни основных этапов завоевания Казани. Так, 30 августа, в день трех патриархов александрийских Павла, Александра и Иоанна (северо-восточный придел) был разгромлен большой отряд татарской конницы князя Япанчи; 30 сентября, в день памяти Григория Армянского (северо-западный придел) произошло взятие Арской башни и крепостной стены города; 1 октября, в день Покрова начался решительный штурм; 2 октября, в день Киприана и Устиньи, северный придел русские окончательно овладели Казанью и т. д.) , а также тех святых, которые имели определенное отношение к царствующей династии (как полагают, например, некоторые исследователи, посвящение юго-западного придела Варлааму Хутынскому связано с почитанием памяти Василия III, который, приняв перед смертью постриг, стал носить имя Варлаама. Но ради симметрии плана зодчие отступили от наказа и ввели восьмой придел, который был посвящен эпизоду земной славы Христа — входу в Иерусалим, вызывавшему ассоциации с торжественным вступлением русского войска в Москву после казанского похода под предводительством Ивана IV.Мемориальный характер Покровского собора воплощен во всей его архитектуре ликующе-праздничной и нарядной. Это шатровый столпообразный храм, явившийся как бы синтезом архитектурных форм этого типа сооружений, и прежде всего таких его лучших образцов, как церкви в Дьякове и Коломенском. На едином основании — высоком подклете поставлены девять самостоятельных зданий, соединенных между собой переходами: восемь увенчанных главами приделов (четыре из которых имеют столпообразную ярусную форму) окружают высокую центральную башню церкви Покрова, завершающуюся шатром и главкой (приделы расположены по углам двух квадратов, смещенных по отношению друг к другу на 45, образуя восьмиконечную звезду) . Первоначально вся эта живописная группа зданий была опоясана открытой террасой-гульбищем (в 1670-1690х гг. над ней, как и над открытыми наружными лестницами, ведущими на подклет, возвели своды и превратили ее в крытые галереи, а над крыльцами поставили шатры) . Восьмиконечная звезда плана собора повторена в основании шатра центральной башни, ранее окруженном восемью декоративными главками (уничтожены в 1781-1784 гг.) ; главки были и у основания подкупольного барабана западного придела.
  • 5 храмов вписанных в один комплекс, но каждый как отдельный, оригинальное ритуальное сооружение, красивше пагод индийских и вилл итальянских.
  • Куда бы делись туристы без него?))
  • Храм Василия Блаженного (Покровский Собор) строился во время войны за покорение Казанского и Астраханского царств в 1552-1554 гг. После каждой значительной победы возле стоявшей на этом месте каменной церкви Живоначальной Троицы строилась деревянная церковь во имя того святого, память которого отмечалась в день очередной победы. К окончанию войны на одной площадке оказалось 8 церквей. В 1555-1561 гг. по велению Ивана Грозного зодчие Барма и Постник Яковлев (существует гипотеза, что это одно и то же лицо: Иван Яковлевич Барма) возвели на одном фундаменте восемь храмов, симметрично размещенных вокруг девятого. До конца XVI в. 65-метровый собор был самым высоким зданием в Москве. На Красной площади, бывшей в те времена центром общественной и торговой жизни, москвичи привыкли видеть в любое время дня в пестрой и шумной толпе Василия Блаженного, в рубище, всегда босого. Человек этот родился в приходе Елоховского Богоявленского храма в 1464 г. , в юные годы ушел из родительского дома, скитался по Москве, и шла за ним слава исцелителя и ясновидца. Знали его в Москве все — от торговца до царя Ивана Грозного, который не только принимал блаженного в своем дворце, прислушиваясь к рассказам о его видениях и советам, но и навещал его с царицей и царевичами у смертного одра. Летом 1552 г. Василий скончался и был погребен у Троицкой церкви. Когда через несколько лет храм Покрова достроили, могила оказалась у самой его стены. Через тридцать лет по указу царя Федора Иоанновича над могилой Василия Блаженного появился новый придел. И с той поры мало кто помнит подлинное название храма во имя Покрова Божией Матери, а зовут его храмом Василия Блаженного. В 1672 г. в юго-восточном углу собора построили еще одну небольшую церковь над могилой другого московского юродивого — Иоанна Блаженного, похороненного здесь в 1589 г. В 1929 г. собор был закрыт. В 1991 г. в Покровском соборе вновь разрешены богослужения, хотя до настоящего времени храм является филиалом Государственного Исторического музея.
  • Потрясающе красивый храм, могучий, основательный, построенный при Иване Грозном, назван в честь городского блаженного Василия, которые творил чудеса. прорицал и т. д. В самом храме есть все сведения об истории создания. В храме есть центральное помещение на втором этаже, где основной иконостас, и четыре придела, выходящие на четыре стороны. Вид из окон потрясающий! Этот храм — чудо, один из символов Москвы и Красной площади. Недалеко от него находится Дом бояр Романовых, где родился первый царь династии.
  • очень красивое и великолепное создание! особенность его в его сооружении, его величавости
  • всякой хуйнёй!!
  • На редкость неудачное сооружение, из одного ряда с Царь-пушкой и Царь-колоколом.
  • Покровский собор был построен в 1555—60 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, широко известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее — значительная часть сооружений Московского Кремля) , отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения. Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако, если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.Собор состоит из восьми храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся в дни решающих боёв за Казань: Троицы, в честь свт. Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки) , Входа во Иерусалим, в честь мчч. Адриана и Наталии (первоначально — в честь свв. Киприана и Иустины — 2 октября) , свт. Иоанна Милостивого (до XVIII — в честь свтт. Павла, Александра и Иоанна Константинопольских — 6 ноября) , Александра Свирского (17 апреля и 30 августа) , Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста) , Григория Армянского (30 сентября) . Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.В 1588 с северо-востока к собору был пристроен придел, освящённый в честь Василия Блаженного († 1552), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, возведённый над местом погребения блж. Иоанна Московского (вначале был освящён в честь Ризположения, но в 1680 переосвящён как Рождество-Богородицкий) , где покоятся мощи Иоанна Блаженного, обретенные в 1672.В 1670-х годах построена шатровая колокольня.Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми) , орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый) .В главной, Покровской, церкви стоит иконостас из разобранной в 1770 году кремлёвской церкви Черниговских чудотворцев.Последний (перед революцией) настоятель собора, протоиерей Иоанн Восторгов, был расстрелян 23 августа (5 сентября) 1919. После, храм был передан в распоряжение обновленческой общины.В 1929 закрыт, были сняты колокола. Вновь начал использоваться для богослужения с 14 октября (праздник Покрова) 1991 года. Богослужения совершаются клириками храмов в Зарядье и Китай-городе.С 1990 храм-музей вновь начал собирать колокола. В настоящее время эта коллекция — одно из самых богатых действующих собраний не только Москвы, но и России. Всего в музее 19 колоколов, созданных в 1547—1996 (места отливки — Урал, Ярославль, Москва, а также Франция, Голландия, Германия, Западная Белоруссия) . Колокола отлиты такими известными мастерами как Фёдор и Иван Моторины, Семён Можжухин, П. И. Оловяшников, П. Н. Финляндский, А. А. Самгин. Собор имеет также интересную коллекцию оружия времён Ивана Грозного.
  • 1. Собо’р Покрова’, что на Рву’, также называемый Храм Васи’лия Блаже’нного — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице; был также известен как «иерусалимский» , что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» ПатриархаПокровский собор был построен в 1555—60 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, широко известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее — значительная часть сооружений Московского Кремля) , отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения. Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако, если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.Собор состоит из восьми храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся в дни решающих боёв за Казань: Троицы, в честь свт. Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки) , Входа во Иерусалим, в честь мчч. Адриана и Наталии (первоначально — в честь свв. Киприана и Иустины — 2 октября) , свт. Иоанна Милостивого (до XVIII — в честь свтт. Павла, Александра и Иоанна Константинопольских — 6 ноября) , Александра Свирского (17 апреля и 30 августа) , Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста) , Григория Армянского (30 сентября) . Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.В 1588 с северо-востока к собору был пристроен придел, освящённый в честь Василия Блаженного († 1552), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, возведённый над местом погребения блж. Иоанна Московского (вначале был освящён в честь Ризположения, но в 1680 переосвящён как Рождество-Богородицкий) , где покоятся мощи Иоанна Блаженного, обретенные в 1672.В 1670-х годах построена шатровая колокольня.Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми) , орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый) .В главной, Покровской, церкви стоит иконостас из разобранной в 1770 году кремлёвской церкви Черниговских чудотворцев.Последний (перед революцией) настоятель собора, протоиерей Иоанн Восторгов, был расстрелян 23 августа (5 сентября) 1919. После, храм был передан в распоряжение обновленческой общины.В 1929 закрыт, были сняты колокола. Вновь начал использоваться для богослужения с 14 октября (праздник Покрова) 1991 года. Богослужения совершаются клириками храмов в Зарядье и Китай-городе.С 1990 храм-музей вновь начал собирать колокола. В настоящее время эта коллекция — одно из самых богатых действующих собраний не только Москвы, но и России
  • Храм Василия Блаженного — Россия, RussiaСобор Покрова на РвуДата создания: 1555 г. — 1561 г.Автор: Барма, ПостникМатериал, техника: кирпич, белый камень, полихромная керамикаВозведен в 1555-1561 гг. на Красной площади у каменной Троицкой церкви «на рву» 1553 г. зодчими Бармой и Постником Яковлевым как храм-памятник в честь покорения Иваном IV Казани в 1552 г. и во славу павших при этой битве воинов (Троицкая церковь вошла в состав нового храма) . У его стен похоронен популярный в народе в те времена юродивый Василий Блаженный, и над гробом его в северо-восточном углу храма в 1588 г. был устроен придел, давший имя собору, более употребительное, чем его основное название.Первоначально строителям было предложено соорудить храм Покрова с семью приделами (не считая Троицкого) во имя тех святых, память которых отмечалась в дни основных этапов завоевания Казани. Так, 30 августа, в день трех патриархов александрийских Павла, Александра и Иоанна (северо-восточный придел) был разгромлен большой отряд татарской конницы князя Япанчи; 30 сентября, в день памяти Григория Армянского (северо-западный придел) произошло взятие Арской башни и крепостной стены города; 1 октября, в день Покрова начался решительный штурм; 2 октября, в день Киприана и Устиньи, северный придел русские окончательно овладели Казанью и т. д.) , а также тех святых, которые имели определенное отношение к царствующей династии (как полагают, например, некоторые исследователи, посвящение юго-западного придела Варлааму Хутынскому связано с почитанием памяти Василия III, который, приняв перед смертью постриг, стал носить имя Варлаама. Но ради симметрии плана зодчие отступили от наказа и ввели восьмой придел, который был посвящен эпизоду земной славы Христа — входу в Иерусалим, вызывавшему ассоциации с торжественным вступлением русского войска в Москву после казанского похода под предводительством Ивана IV. Мемориальный характер Покровского собора воплощен во всей его архитектуре ликующе-праздничной и нарядной. Это шатровый столпообразный храм, явившийся как бы синтезом архитектурных форм этого типа сооружений, и прежде всего таких его лучших образцов, как церкви в Дьякове и Коломенском. На едином основании — высоком подклете поставлены девять самостоятельных зданий, соединенных между собой переходами: восемь увенчанных главами приделов (четыре из которых имеют столпообразную ярусную форму) окружают высокую центральную башню церкви Покрова, завершающуюся шатром и главкой (приделы расположены по углам двух квадратов, смещенных по отношению друг к другу на 45, образуя восьмиконечную звезду) . Первоначально вся эта живописная группа зданий была опоясана открытой террасой-гульбищем (в 1670-1690х гг. над ней, как и над открытыми наружными лестницами, ведущими на подклет, возвели своды и превратили ее в крытые галереи, а над крыльцами поставили шатры) . Восьмиконечная звезда плана собора повторена в основании шатра центральной башни, ранее окруженном восемью декоративными главками (уничтожены в 1781-1784 гг.) ; главки были и у основания подкупольного барабана западного придела. Сначала купола храма были, видимо, шлемовидными, но довольно скоро (в конце XVI в. ) их заменили узорными луковичными главами, что больше отвечало всему узорочью декоративного убранства Василия Блаженного, как и многоцветная окраска, сменившая в XVII в. прежний красный цвет с разделкой белыми швами «под кирпич» и с белокаменными деталями. Форма ярусной башни-столпа, составленной из восьмериков, доминирует в архитектуре собора, сообщая ему устремленность ввысь. Вдвинутые между столпами приделы благодаря своим небольшим кубическим основаниям и трем ярусам кокошников, «поднимающих» главу, также оказываются похожими на башни. Если в композиции объемов господствует восьмерик, то в декоре ведущей является форма кокошника. Поставленные «вперебежку» кокошники разных размеров, по-разному декорированные и в разных сочетаниях, обрамляют основные объем
  • да ничем храм как храм



Предыдущий:

Следующий: