Биография Новиковой Людмилы Ивановны Этот номер журнала…

Биография Новиковой Людмилы Ивановны

  • Этот номер журнала открывается посвящением Людмиле Ивановне Новиковой. Людмила Ивановна Новикова – выдающийся ученый, замечательный человек, учитель многих исследователей в педагогической науке. Имя Л. И. Новиковой в педагогической науке, прежде всего, связано с разработкой теории детского коллектива, исследованиями наследия А. С. Макаренко, возможностей трудового воспитания, детского самоуправления, воспитательного потенциала среды. Она явилась основоположником теории воспитательных систем. В круг ее научных интересов входили вопросы методологии педагогической науки и методики исследовательского поиска, особое внимание Л. И. Новикова уделяла применению системного подхода в педагогике. Л. И. Новикова всегда живо интересовалась психологией, философией, социологией. Не случайно многие исследования, выполненные под ее руководством, проводились на стыке наук о человеке. Научная школа Л. И. Новиковой зарождалась в деятельности лаборатории «Коллектив и личность», созданной в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР в 1964 году. Людмила Ивановна – признанный и известный лидер научной школы. В научной школе Л. И. Новиковой были приняты постоянные разнообразные связи, как с педагогическими, так и с непедагогическими исследовательскими коллективами. Сегодня ученики Людмилы Ивановны работают в различных учреждениях России, за рубежом. Многие из них достигли определенных высот в педагогической науке, в образовании, возглавляют научные подразделения, органы управления народным образованием, кафедры воспитания, педагогики в Вузах, в институтах повышения квалификации работников образования. Каждый из них старается свято чтить принципы работы в науке, заложенные в научной школе Л. И. Новиковой. Для каждого из них Людмила Ивановна была и остается образцом ученого, беззаветно преданного своему делу, требовательным и принципиальным учителем. Для каждого из них она – «научная мама» , заботливая, радующаяся каждому успеху своих учеников, переживающая за каждую неудачу. Людмила Ивановна Новикова и для нашего журнала – любимая «научная мама» и идейный вдохновитель
  • вы даже не догадываетесь сколько Новиковых Л. И. в Интернете… .Новикова Людмила Ивановна (р. 22.1.1918, г. Горки, Белоруссия) , педагог, акад. РАО (1993; акад. АПН СССР с 1990), д-р пед. наук (1977), проф. (1979). По окончании механико-матем. ф-та МГУ (1941) работала учителем математики, в 1944-49 директор ср. школы (Моск. обл.) . С 1951 в системе АПН: ст. науч. сотрудник, зав. лабораторией, гл. науч. сотрудник. Осн. направления науч. деятельности — разработка теории воспитания (в т. ч. проблем воспитат. коллектива, самоуправления учащихся, взаимодействия школы и среды, шк. воспитательных систем) , методологии и методики иссле-доват. поиска. Н. расширены представления о шк. коллективе как дифференци-ров. единстве разнотипных объединений детей и взрослых, о дет. коллективе как «единстве организации и психологии»; охарактеризованы их структура и функции. Дет. коллектив в работах Н. и её учеников рассматривается с гуманистич. позиций как инструмент и среда развития личности. Проведены исследования по использованию системного подхода в изучении и совершенствовании воспитат. процесса. Разработала концептуальные основы теории воспитат. систем. Охарактеризовала воспитат. систему как пед. понятие и феномен пед. действительности; выделила этапы развития и осн. аспекты управления этой системой. Руководитель исследований по теории коллектива и воспитат. систем. Соч. : Организация и воспитание шк. уче-нич. коллектива, М. , 1959; Путь к творчеству, М. , 1966 (совм. с А. Т. Куракиным) ; Педагогика дет. коллектива, М. , 1978; Вопросы воспитания: системный подход, М. , 1981 (ред.) ; Коллектив и личность школьника. Основы теории воспитат. коллектива, Тал. , 1981 (совм с А. Т. Куракиным и X. И. Лийметсом) , Шк. ученич. коллектив: проблемы управления, М. , 1982 (совм. с А. Т. Куракиным) ; Школа и среда, М. , 1985; Самоуправление в шк. коллективе, М. , 1988; Воспитат. система школы. Проблемы и поиски, М. , 1989 (соавт.) ; Воспитат. системауч заведения, Рига, 1990; Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей, М. , 1993; Теория и практика воспитат. систем, М. , 1993. Н Л Селиванова. ЭТО?Вот еще:h ttp://ucheba.com/met_rus/anons/vrs6_05.htm

Предыдущий:

Следующий: