Влияние природы на чайковского

влияние природы на чайковского

  • Природа играла большую роль в творчестве Чайковского. «Мало сказать, что он любил её, обожал, от природы зависело его настроение» (Д. Н. Кайгородов) . Петр Ильич Чайковский очень любил природу, и она любила его. Он говорил: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи». В этот перечень также входит и русская природа, которую он любил «больше всякой другой». С самых юных лет Чайковскому красоты природы доставляли огромные удовольствия несравнимые даже с занятиями музыкой. Чайковский обладал «способностью в каждом листке и цветке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоющее, мирящее, дающее жажду жизни». (Дневник Чайковского 1886 года) . В эти минуты уединенного общения с природой он любил обдумывать свои новые произведения. В эти часы зарождалась и звучала в мыслях композитора новая музыка. Он тут же заносил ноты в записную книжку. Если же ее по рассеянности в кармане не оказывалось, он набрасывал их на первом попавшемся клочке бумаги. В такое время Петр Ильич чувствовал в себе особый прилив жизненных и творческих сил: ему хотелось громко петь, танцевать, душа его раскрывалась и была полна эмоций. У Чайковского есть знаменитое произведение «Времена года». Чайковский написал его наполненный особых сил и впечатлений, которые возникали во время прогулок по природе в разных частях страны, в разные времена года. В фортепианных произведениях Чайковский выражает свои лирические настроения, даёт музыкальные зарисовки природы, бытовых народных сцен. Наиболее известны его «Детский альбом» , цикл пьес «Времена года» , пьесы «Ната-вальс» , «Сентиментальный вальс» , «Романс» . В цикл «Времена года» входит 12 пьес, по числу месяцев в году. Это образы и картины русской природы, данные в характерном для Чайковского лирическом плане. Но не только картины природы даны в пьесах, композитор передает музыкой чувства человека, которые вызывает у него природа. В мировой фортепианной литературе нет произведения, в котором так гениально просто передан круговорот сменяющихся месяцев, жизни природы и людей. Симфония П. И. Чайковского «Зимние грезы». Основной круг ее образов связан с впечатлениями от русской природы, картины зимнего пейзажа перекликаются с задушевными думами и чувствами человека. Природные образы музыкальных произведений ассоциируются с суриковскими, саврасовскими, левитановскими полотнами, литературными описаниями природы в творчестве Пришвина, Гоголя, Есенина. Подобно Левитану, Чайковский выражает печаль зимнего пейзажа не густыми, мрачными, а лирическими светлыми красками, мажорными созвучиями в которых просматриваются грядушие весенние мотивы (как бы от саврасовского полотна «Грачи прилетели»). Романс Чайковского «Благословляю вас, леса» также наполнен внутренней гармонией, чувством единения души человеческой с миром природы. В цикле песен композитора есть серия весенних — «Весна» («Травка зеленеет… «), еще одна «Весна» («Уж тает снег… «), «Весенняя песня», «Цветок». С миром осенней природы и осенних настроений связаны «Лирическое интермеццо», «Осень», перекликающиеся с «Осенней песней» из фортепианного цикла «Времена года». Зимняя пора отражена, например, в песне «Зима», летняя — «Мой садик». Настроения, состояния души, соответствующие фазам природы, отражены также, например в оратории И. Гайдна «Времена года» и в одноименном четырехчастном цикле А. Вивальди и во многих других музыкальных произведениях различных авторов.



Предыдущий:

Следующий: