В каком городе находится этот музей? Какие необычные экспонаты в нем находятся?


В каком городе находится этот музей? Какие необычные экспонаты в нем находятся?

  • Пермская государственная художественная галерея
  • Пермская государственная художественная галерея Пермская деревянная скульптура — часть русской деревянной пластики, повторяющая все этапы ее развития. Главные ее черты — монументальность художественных решений, яркая образность, высокое мастерство. Непременное свойство пермской деревянной скульптуры — высокая эмоциональность. В коллекции Пермской государственной художественной галереи хранится около 370 резных изображений ХVIII — начала ХХ века. Большая их часть собрана экспедициями Н. Н. Серебренникова в 1920-е годы на территории Верхнекамья. Язык ранних пермских скульптур сохраняет традиционную для древнерусского искусства условность. Резчик всегда стремится к предельному обобщению форм, к строгой симметрии композиций. Как и вся древнерусская пластика, пермская скульптура представляет собой синтез двух искусств — скульптуры и живописи. Мало развитые объемы дополняются росписью. В ХVIII-ХIХ веках скульптура развивается в нескольких стилистических направлениях: барокко, классицизме и реализме, наивысшим достижением которого можно считать образы страдающего Христа: распятого или сидящего в темнице. Народные, фольклорные корни деревянной скульптуры особенно ощутимы в произведениях так называемого народного примитива. “Народный примитив” в пермской деревянной скульптуре также возникает на основе барокко. Особенно яркое явление — “шакшерская школа”, сложившаяся, очевидно, в конце ХVIII — 1-й половине ХIХ века в нескольких поселениях около Чердыни, древней столицы Прикамья. Произведения шакшерской школы отличаются разнообразием жанров, камерностью форм, повторяемостью приемов. Особые как бы гофрированные поверхности делают шакшерские скульптуры своеобразными и узнаваемыми. В ХIХ веке примитив обретает другие, более “романтизированные” и праздничные черты. Эти свойства присущи всем скульптурам Никона Кирьянова, крестьянина из д. Габова Карагайского района. Для деревенской часовни Кирьянов вырезал около пятисот деревянных скульптур, создав наивный по формам, но высокий по духовному строю ансамбль, достойно завершающий высокие скульптурные традиции края. Пермь Великая — огромная страна, раскинувшаяся на западных отрогах Уральских гор, меж Сольвычегодском, Чердынью и Кунгуром. Бесполезно разыскивать эту страну на современных картах — лишь отголоском прошлого звучит современное название — Пермский край. Пермь Великая всегда отличалась своей «самодостаточностью», непохожестью, независимостью от «власть предержащих». Возможно, связано это с географическим положением — удаленностью от центра, труднодоступностью земель, огромными, бескрайними пространствами. Возможно, связано с именем Строгановых, не одно столетие безгранично «царствовавших» на Великопермской земле. История освоения пермского края полна драматических сюжетов. Удивительно, но факт — основная борьба за владение землями на Каме разгоралась не с аборигенами — коми-пермяками, а между двумя русскими княжествами — Новгородским и Московским. И всем вместе им приходилось отражать набеги «югричей», «остяков» и «вогулов». Не мало помешало освоению края и монголо-татарское иго. И лишь в конце XV века Пермь Великая вошла в состав Московского государства. В это же время коми-пермяки обращены были в православную веру. В 1463 году епископ Иона крестил местных князей. Коми-пермяки были крещены, однако языческие верования еще долго играли значительную роль в их жизни. Именно эти условия привели к формированию феномена пермской деревянной скульптуры, получившей распространение на территории Перми Великой в XVII -XVIII веках.



Предыдущий:

Следующий: