В Европе и Америке отмечают Хэллоуин, а в России мало кто знает, что у нас есть аналогичный праздник. Какой?

В Европе и Америке отмечают Хэллоуин, а в России мало кто знает, что у нас есть аналогичный праздник. Какой?

  • Чур меня! Эта знакомая всем фраза имеет утраченный в веках магический смысл и означает буквально: «Защити меня, пращур, от сил зла и напасти! » Именно так обращались на Руси к духам предков. Считалось, что особую силу заклинание приобретало в начале ноября, когда тени умерших спускаются на землю. Сегодня, накануне Дня всех святых, начинается особая поминальная неделя. 31 октября на Западе с наступлением темноты начинают отмечать Хэллоуин — языческий праздник древних кельтов. Главная цель — умилостивить злых фей, бесов, кикимор, чтобы не вредничали. Для этого нужн 1 Всю ночь поддерживать огонь: зажигать костры, факелы, свечи. 2 Надеть маску (хоть и из тыквы) или вырядиться, чтобы не узнали. 3 Как следует выпить и закусить. 4 Принести злым духам в жертву орехи или ягоды. «Хэллоуин» суеверные люди отмечали в столице и окрестных селах еще в XVIII веке. Известными местами «московского Хэллоуина» были: Кузьминки. Если верить старинной легенде, в Кузьминском парке, на берегу пруда у векового вяза (известного в народе как дерево смерти) и собиралась молодежь, приносили орехи и пироги, жгли костры, пировали. * Царицыно. На том месте, где сейчас стоит баженовский дворец, в IХ — Х веках хоронили выдающихся воинов. С той поры, по преданию, люди в этих местах не приживаются, зато пообщаться с духами пращуров можно. Кунцево. «Чертов нос» — так называли когда-то мыс между двумя оврагами на западной окраине парка, где находилось древнее Кунцевское городище с капищем, на котором совершали жертвоприношения. Но все-таки чаще москвичи общались с духами умерших предков в Дмитриевскую (Дедову) субботу. В этом году она выпадает на 5 ноября. В этот день можно поминать даже тех, кто отошел в мир иной без покаяния — погибших в авто- или авиакатастрофе и «безвинно убиенных» . Поминальную тризну на Дедову субботу устраивали с обильной закуской и выпивкой. Юноши, девушки, молодые женщины и мужчины собирались в пустом доме на окраине деревни, становились в круг возле большой свечи, молча думали о том, чего больше всего боятся, а вслух повторяли три раза «Чур, меня» . Верили, что этот обряд на целый год охранял того, кто его исполнил, от разных бед. В Дедову субботу у москвичей считалось хорошей приметой подать милостыню, насыпать крошек птицам и налить молока кошке, забежавшей во двор. Верили, что доброе дело, сделанное в этот день, зачтется вашим ближним на небесах. * На память об этом даже частушка осталась: «Поехали, поехали, с орехами, с орехами. Поехали в Кузьминки, справлять чертям поминки» . На Руси св. великомученик Димитрий Солунский почитался как покровитель патриотизма и всех ратующих за Отечество. Верный христианин, он был назначен римским императором Галерием проконсулом в Фессалоникийской области в период гонений на христианство на рубеже III — IV вв. Однако вопреки римской политике он не стал преследовать христиан, а принялся искоренять язычество. За это двадцатилетний юноша был посажен в тюрьму и там убит копьями в 306 году. Почитание мученика, «древнего страдальца за Отечество», началось на Руси сразу после принятия ею христианства. В 70-х гг. XI века в Киеве был основан Димитриевский монастырь, а в 1197 году во Владимир из Солуни была перенесена чудотворная икона св. Димитрия, написанная на доске от гроба святого (ныне она находится в Третьяковской галерее) . Святой изображен в воинских доспехах с птичьими перьями, с копьем и мечом в руках. В Москве он был почитаем еще как защитник в битве против иноземцев. Так, день Ангела Дмитрия Донского и славу его победы на Куликовом поле относили к солунскому святому. Родительская или «дедова» Суббота перед его праздником 26 октября (9 ноября по новому стилю) по преданию и была установлена самим Дмитрием Донским о б обрядах можно прочитать здесьhttp://www.requiem.ru/rituals/doc149/
  • Намек не поняла. Но праздник знаю-Святки . Ряженые ходят по домам, поют песни и за это их угощают всякими вкусностями.
  • Конечно, совершенно понятно, что судя по рисунку-подсказке автор вопроса подразумевал ответ Ерофеев день. Полагают, что с сего дня перестают бродить по лесу лешие. Расставаясь с лесом, они, будто с досады, ломают деревья, как тросточки, в полянах вырывают землю на семь пядей, загоняют всех зверей по норам, а сами проваливаются сквозь землю. Во весь день ветер воет по лесам, птицы не смеют прилетать к деревьям. Об мужике и говорить нечего: ни за что из доброй воли не пойдет в лес. Леший не свой брат — переломает все косточки не хуже медведя. Существует предание об удалом мужике, желавшем подсмотреть, как леший будет проваливаться сквозь землю. «Жил когда-то в деревне мужик, собой не мудрой, но зато такой проворный, что всегда и везде поспел первый. Поведут ли хороводы, он первой впереди; хоронят ли кого, он и гроб примеряет и на гору стащит; просватают ли кого, он поселится от рукобитья до самой свадьбы, и поет и пляшет, обновы закупает и баб наряжает. Отродясь своей избы не ставил, городьбы не городил, а живал в чужой избе, как у себя во дворе. Хлебал молоко от чужих коров, ел хлеб изо всех печей, выезжал на базар на барских конях, накупал гостинцев для всех деревень. В деньгах счету не знал. У кого нет избы, он даст денег на избу; у кого нет лошадки, он даст денег на пару коней. Одного только не знали православные: откуда к нему деньги валятся? Старики поговаривали, что он продал свою душу нечистому за деньги, и утверждали, что трудовая копейка не велика и для своей нужи. А у него отчего же завелись деньги для всех? С работы, де, не будешь богат, а только горбат. Другое дело — удалой мужик: ума палата. Все знает, что на свете делается: как на торгу купец торгует, как в городе воевода судит; как бояре живут в каменной Москве. Кажись, мужику чего бы больше и знать? Так нет. Наш удалой одного только не знал: как лешие проваливаются сквозь землю. Задумал мужик сам посмотреть на лешего, да и был таков. Вот и ходит мужик по лесу, а тут навстречу ему леший. Он и тут не сробел: шапку долой, да и ему ж челом. Известное дело, что леший не говорит, а только смеется. Удалой себе на уме молвит: «Нет, брат, меня этим не проведешь, смейся себе, сколько хочешь. Лучше попытаю: где его жилье? » И начал пытать его, вот так: «А есть ли у тебя, Иваныч, хата да жена баба? » И повел леший мужика к своей хате, по горам, по долам, по крутым берегам. Шли, шли и пришли прямо к озеру. «Не красна же твоя изба, Иваныч, — молвил удалой. — У нас, брат, изба о четырех углах, с крышкой да с полом. Есть в избе печь, где ребятам лежать, есть полати, где с женой спать, есть лавки, где гостей сажать. А у твоей хаты, прости господи, ни дна, ни покрышки» . Не успел мужик домолвить слова, как бух леший о землю: земля-то расступилась, туда и леший попал. С тех пор удалой стал дурак дураком: ни слова сказать, ни умом пригадать. Так дураком помер. Зачем было ему смотреть на лешего? Хотел умней всех быть. Да и чего набраться у него, лешего? Важное дело: смотреть, как будет он сквозь землю проваливаться! Небось весною опять выскочит из земли как ни в чем не бывало. Такая их порода» . Только это совсем не похоже на празднование Хеллоуина. Колядки — святки по сути гораздо ближе. Накануне Нового года, дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег. Святошные игрища и гадания — остатки этого праздника древних. Обряды сохранились в народе, и в последнее время становятся все более популярными. «Колядники» рядятся в одежды, изображают зверей, чертей, с музыкой, с торбами, в которые собирают угощения, ходят по улицам, поют колядки. Коляда — веселое, желанное божество. Не правда ли похоже на традиции Хеллоуина рядиться в разные одежды и ходить по дворам, собирая угощение. Почти как американский «Trick or treat».
  • Аналогом Хэллоуина в России вполне может считаться Дедова суббота, которая в этом году выпадает на 5 ноября. Этот праздник издревле отмечался на Руси. В Дедову субботу принято поминать умерших – причем даже тех, кто умер без покаяния, например в результате аварии. Считается, что именно с Дедовой субботы пошло выражение «чур меня! «, которое означает обращение к предкам, у которых живые просят защиты от злых сил. Однако из исторических источников известно, что в России начали отмечать Хэллоуин еще в XVIII веке. Со временем у молодежи появились любимые хэллоуиновские места.
  • ерофеев день
  • Аналогом Хеллоуинна в России является «День пограничника» или Десантника.
  • Аналогом Хэллоуина в России вполне может считаться Дедова суббота. Этот праздник издревле отмечался на Руси. В Дедову субботу принято поминать умерших – причем даже тех, кто умер без покаяния, например в результате аварии. Считается, что именно с Дедовой субботы пошло выражение «чур меня! «, которое означает обращение к предкам, у которых живые просят защиты от злых сил. Однако из исторических источников известно, что в России начали отмечать Хэллоуин еще в XVIII веке. Со временем у молодежи появились любимые хэллоуиновские места. Отмечается в октябре-ноябре. Хэллоуин (Halloween) — один из древнейших праздников в мире. В этом странном празднике переплелись кельтская традиция чествования злых духов и христианская — поклонения всем святым. История праздника Хэллоуин насчитывает тысячелетия, начинаясь с кельтского фестиваля Самхэйн, сменяясь римским Днем Помоны и дополняясь и составляя конкуренцию христианскому Дню Всех святых. Древние кельты выбрали для своего Нового года 1 ноября. К ноябрю завершался сбор урожая, близилась холодная темная зима, которая у северных народов ассоциировалась со смертью. Кельты верили, что в ночь на Новый год открывается граница между мирами мертвых и живых и тени усопших в прошедшем году навещают землю. Считается, что в Америку Хэллоуин был завезен еще первыми ирландскими иммигрантами. В этот день люди переодевались в костюмы ведьм и чертей «представителей» другой нечистой силы, пугали и разыгрывали друг друга, носили с собой полые тыквы с прорезанным оскалом и свечой внутри, символизирующие мятущиеся грешные души. Атрибутика Хэллоуина целиком языческо-сатанинская: ночное время, летучие мыши, коты, пауки, помело, скелеты, злые духи, вампиры, привидения, гоблины, страшные истории как воспоминания о делах злых духов. Непременный атрибут Хэллоуина — обряд «Trik or trak» («Пакость или подарок»). Однако в конце XIX века с мистическим уклоном Хэллоуина попытались покончить, превратив его в общественный праздник. Городским властям предписывали устраивать вечеринки с играми и угощениями, а газеты убеждали родителей «поменьше пугать детей». Поэтому многие суеверные черты Хэллоуина растворились в истории.
  • Масленица. Наша русская Масленица, на которую с упоением сжигают чучело зимы, — прямой аналог Хеллоуина — в Москве возведена в ранг официального городского праздника. Широко празднуют в столице и День святого Валентина, и День святого Патрика — тоже неправославные праздники». Ма’сленица, сырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница) — праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих (дохристианских) времен. Ритуал связан с проводами зимы и встречей весны. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Главными атрибутами масленицы являются блины и народные гуляния. До введения христианства Масленица отмечалась в день Весеннего Равноденствия, когда пробуждается Природа и Солнце-дитя Хорс становится юношей Ярилой, а в организме человека происходит перенастройка гормональной системы, подготовка к весенней форме активности. Христианская Церковь оставила главное празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню Зимнего Солнцестояния) , но сдвинула такой шикарный праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому Посту.
  • В ночь с 17 на 18 октября пройдет День Лешего или Русский Хэллоуин. 17 октября — Ерофеев день В этот день леший — лесной хозяин — проваливался сквозь землю, уходил зимовать, перед этим вырвав многие деревья и кусты с корнем. Весь день он хозяйничал в лесу, зазывал людей, аукал и свистел, но знающие люди в этот день не советовали и близко подходить к лесу. Приметы: Всю ночь на Ерофея мученика и весь день лешие безобразничают, а к утру, после пения первых петухов, проваливаются сквозь землю и появляются на ней вновь, когда она оттает весной. Крестьяне в лес не ходят — леший бесится. На Ерофеев день один ерофеич кровь греет. На Ерофея — буйствуют лешие. Они «дурят в лесах» : бродят, кричат, хохочут, хлопают в ладоши, ломают деревья, гоняют зверей и проваливаются. На Ерофея лешие пропадают: они ломают деревья, гоняют зверей и проваливаются. Полагают, что в этот день лешие дурят по лесам: бродят и кричат, хлопают в ладоши и хохочут, а к утру, после пения первых петухов, проваливаются сквозь землю. Поэтому люди в лес не ходят: леший бесится. С Ерофея зима шубу надевает. С Ерофея холода сильнее.



Предыдущий:

Следующий: