Традиционализм, или «неорусский стиль»- что лежало в основе, и какое отражение он нашел в коммерческой рекламе?

Традиционализм, или «неорусский стиль»- что лежало в основе, и какое отражение он нашел в коммерческой рекламе?

  • Не надо даже пытаться сближать понятия «русский» и «реклама». Они не совместимы. Реклама — это форма массового обмана потребителя с целью наживы. А нажива — не русское качество.
  • В конце Х1Х века рекламный плакат был официально признан фактом если и не «высокого искусства» , то культуры. Инициатором выступила, как ни странно, Россия. В 1897 г. в Петербурге под покровительством «Общества поощрения художеств» открылась Международная выставка афиш. Это был первый общественный смотр нового жанра. Выставка, оказавшая большое воздействие на становление изобразительной рекламы в России, собрала около 700 произведений из 13 стран. 200 работ представила Франция, 151 — США, 100 — Германия. Русский раздел включал 28 плакатов. На выставку привезли 19 плакатов родоначальника жанра — Ж. Шере, 18 листов А. Мухи, были работы А. Тулуз-Лотрека, П. Боннара. РУССКИЙ СТИЛЬ/ТРАДИЦИОНАЛИЗМ Некоторые искусствоведы не выделяют русский стиль как отдельный, а относят его к модерну и определяют его как неорусский стиль или традиционализм. В том же направлении действовали и начавшие издаваться в 1898 г. русские художественные журналы «Мир искусства», «Искусство и художественная промышленность», «Золотое Руно». Однако русская реклама конца XIX — начала XX века не могла остаться в стороне от художественных тенденций этого периода в России. Ее можно и нужно рассматривать в общем контексте особой эпохи в истории русской культуры, которая позже получила выразительное название — «серебряный век». Проблеме влияния эстетики и этики «серебряного века» на русскую рекламную графику посвящены содержательные работы Н. И. Бабуриной, М. Аникста, Е. Черневича ( См. Бабурина Н. И. Русский плакат. Вторая половина XIX — начало XX века. Л. , 1988; Аникст М. , Бабурина Н. , Черневич Е. Русский графический дизайн. 1880-1917. М. , 1997.). Именно через призму общественных веяний того времени рассматривается ими и русская рекламная графика в стиле модерн. Традиционализм, или «неорусский стиль», был наиболее модным художественным стилем последней трети XIX века. Его яркими представителями были И. Билибин, В. Васнецов, И. Петров-Ропет. На первый взгляд, стиль этот продолжал традиции русского народного искусства, особенно в тех константах, которые были характерны для него до XVII века. На эту мысль наводят и «древнерусские» персонажи картин (богатыри, жар-птицы, царевичи и царевны на серых волках) , и старательное воспроизведение тканей на боярских шубах, фольклорно достоверные имитации вышивок и архивно точное подражание уставам и полууставам русских летописей, виртуозная кладка «под терема» шедевров неорусской архитектуры, например, здания Исторического музея в Москве. Но в основе этого стиля лежала не народная эстетика, он был проявлением определенных течений русской мысли последней трети XIX века в различных областях: философской, социальной, исторической и художественной. И. Билибин В большинстве случаев традиционализм был стилизаторством, а основным принципом работы художника-стилизатора является следование букве оригинала, точности деталей. «Точностью деталей» отличалась и реклама, сделанная лучшими представителями «традиционалистского» направления, хотя иногда сам объект рекламы весьма далеко отстоял от всего «русского». Традиционализм был популярен в самых разных слоях населения. Именно поэтому рядовая коммерческая реклама «имитировала имитацию», использовала приемы и образы традиционалистов, правда, на другом художественно-эстетическом уровне. Если Васнецов, Билибин создавали художественные произведения, осмысленно соотнося традиционалистские мотивы и темы с объектом презентации, то в «рядовой» рекламе «по русским мотивам» господствовал китч, хотя и в достойном полиграфическом исполнении.



Предыдущий:

Следующий: