Самое особое место дома у народа ханты ?

Самое особое место дома у народа ханты ?

  • Мужская половина дома Мужская половина дома, условное название той части дома, в которую запрещён вход женщине. Обычно это противоположная от входа часть дома у стены мулы (против входа) и одна из боковых стен (задняя стена или правый дальний угол) , где проходили нары мулы пал. Это — почётный угол, почётное место для гостей (здесь они спали) , там сидели только мужчины. На нарах или полках или на балках крыши (торум норма, пупы норма) над ними хранились изображения духов семейных, почётных и почитаемых предков, шаманские бубны, а также ружья. В период менструации для женщины существовали различные запреты, в т. ч. : не касаться мужских вещей (особенно ружья, лука, снастей) и сакральных предметов. Поэтому она не заходила в передний угол дома, её место было у входа. Тут же временно хранились и её вещи. Священным считался и наружный угол дома напротив почётного угла. Около него (или позади чума) ставили священную нарту, в которой хранили изображения духов в специальном ящике или сундуке. В связи с этим женщина не могла ходить вокруг дома. Она не могла и подниматься на чердак или крышу дома, чтобы не оказаться над этими священными предметами. Во время жертвоприношений на стену мулы вешали одежду, принесённую в дар духам, а снаружи на этой стене вешали жертвенные платки или куски ткани с завязанными в уголках монетами. В советское время, когда культовая практика ханты и манси скрывалась из-за преследований, священные предметы стали чаще храниться на чердаке. Ханты и манси верили, что в случае нарушения женщиной запретов, связанных с М. п. д. , хозяину дома во всём будет неудача. За нарушение этого запрета следовало наказание: женщина или её родственники заболеют или умрут. Со стеной мул связано и понятие «домашнее счастье» (кол сот) : когда строят дом, на угол кладут деньги. Около стены мул ставят угощение Мир суснэ хуму, здесь же могут совершать кровавые жертвоприношения в честь него. Снаружи около этой же стены вкапывали столб-коновязь (анквыл) для привязывания жертвенного животного. На полку над мулы пал или на стол в переднем углу укладывали медвежью шкуру с головой и лапами во время Медвежьего праздника. Здесь же сидели охотники и человек, руководящий Медвежьим праздником.

Предыдущий:

Следующий: