С чего начать деятельность начинающему психологу?

с чего начать деятельность начинающему психологу?

  • СПЕШКА НЕУМЕСТНА В какую бы сферу социальной жизни ни пришел «прикладывать» свои профессиональные усилия психолог-практик, перед ним встают вопросы «что делать? » и «с чего начать?» . Все публикации нашей газеты с первой до последней строчки — это ответ на первый вопрос. Но не все можно использовать для начала психологической работы в школе. Многие методические рекомендации «Школьного психолога» условно можно отнести к разряду «психотехники для продвинутых» . Ну в самом деле, не начнешь же работу с тренинга для педколлектива или родителей, глубокой ролевой игры, «забора» , недели психологии! До всех этих форм школа должна дорасти. Первый год работы в школе — особенный. Это время адаптации, налаживания деловых и эмоциональных отношений с коллегами и детьми. В первый год вырабатывается профессиональная позиция, приобретается свой стиль, имидж. Психологу не стоит спешить, пытаться суетливо доказать свою важность и полезность. Трудно давать советы, как построить работу в первый год, так как все зависит от множества условий. Рассмотрим два наиболее распространенных варианта. Первый — администрация берет психолога для выполнения определенного заказа. Второй — психологу предоставлена возможность самому искать в школе «экологическую нишу» . РАБОТА ПО ЗАКАЗУ Первый вариант, конечно, предпочтительнее. Есть от чего оттолкнуться. Но проблем возникает много. Прежде всего, этот заказ, как правило, расплывчат и сопряжен с завышенными ожиданиями, относящимися к психологу, — не к данному, конкретному, а к психологу вообще. Следовательно, заказ необходимо уточнить, сформулировать его так, чтобы он был реализуем психологическими средствами. Важно также сформировать адекватные представления у администрации о результатах работы. Как известно, они крайне редко выражаются в цифрах: процентах, показателях качества знаний и т. д. Не за все предложенные задачи, даже если они психологические, стоит браться в первый год работы. Я бы не советовала проводить какую-либо обучающую работу с педагогами. В первое время лучше всего ограничиться обсуждением актуальных проблем детей. Не нужно затрагивать вопросы психологически грамотного построения урока, воспитательной работы, образовательного процесса вообще. Ученик и его индивидуальные проблемы — вот наиболее безопасная территория для налаживания сотрудничества психолога и педагога. Не торопитесь переходить к обсуждению главного вопроса — о корнях этих трудностей, которые преимущественно не внутри ребенка, а в социальной ситуации его развития. Это болезненная тема. Ее обсуждение предполагает высокий уровень доверия педагогов к психологу. Его трудно достичь в первый год работы. Другой важный момент. В принципе нет ничего плохого в том, что психолог сразу начнет работать с «больными» проблемами. Весь вопрос в том, как он организует и представит эту работу. Каждая частная проблема, каждый «тяжелый» момент, которыми занимается психолог, должны укладываться в некоторую общую логику, систему работы. Например, начинающего психолога попросили разобраться с «вконец распустившимся 8 Г» . Он походил на уроки, провел необходимую диагностику и разработал план под условным названием «Стратегия решения конфликтных ситуаций такого-то типа в подростковых коллективах» . К его реализации он привлек тех, кто к данным детям и к данному конфликту имеет отношение. Ознакомил всех с планом, обсудил, начал работу. Казалось бы, все хорошо: психолог и с ситуацией работает и формирует пространство своей профессиональной деятельности в целом. Однако нельзя забывать о перспективе. Это пространство не может постоянно формироваться сиюминутными заказами педагогов, администрации, родителей. С выполнения таких заказов можно лишь начинать работу в первый год, но заканчивать его надо уже по-другому. В результате в работе психолога должен преобладать развивающий, профилактический, а не коррекционный аспект. Отталкиваясь от реальных проблем школы, психолог обязан в течение первого года понят
  • С ответа на мой вопрос http://otvet.mail.ru/question/7514172/



Предыдущий:

Следующий: