Русалка

Русалка …

  • Покопавшись в материале, сложилось вот такое мнение на основе фактов.. . Начну с легенды: Легенда рассказывает: в те времена, когда Крым был порабощен турками, в Мисхоре жила черноглазая девушка, красавица Арзы, которая любила юношу из дальней горной деревни. Но девушку приметил старик Али-Баба. Поговаривати, что старик занимается нехорошим делом: похищает красивых девушек и увозит на своей фелюге в Стамбул для продажи в гаремы. В день свадьбы Арзы взяла кувшин и пошла на берег, чтобы проститься с морем и с любимым источником, из которого каждый день набирала воду. Арзы подставила кувшин, и холодная влага звонкой струей побежала в сосуд. В эту минуту из-за скалы выскочили Али-Баба и его слуги. Накинув покрывало на девушку, разбойники быстро внесли ее на фелюгу, которая сразу же отошла от берега. В Стамбуле Али-Баба продал красавицу Арзы в гарем самого султана. Плакала и тосковала по родине Арзы. Родила она мальчика, но счастлива не была. И ровно через год, на закате солнца, невольница поднялась на угловую башню султанского сераля и бросилась в золотые волны Босфора. В тот же вечер печальную русалку с младенцем впервые увидели жители Мисхора. Она вышла из морской воды, подошла к пересохшему источнику и в нем снова зажурчала вода. Полная версия легенды Первая русалка находится в Мисхоре- это более поздний вариант, изображал русалку с ребенком на руках и рыбьим хвостом, ее автор не известен, так же как и дата ее установки. В начале 1980-х при отсыпке пляжа русалку пришлось передвигать, и она потеряла хвост и руку. Тогда было принято решение реставрированный оригинал сохранить как музейный экспонат, а у мисхорского побережья установить новую скульптуру, отлитую из бронзы. http://www.crimea-realty.net/node/1102 h ttp://countries.turistua.com/ru/krym/miskhor-gallery.htm?picture_id=6003 Третья русалка-это на самом деле первый вариант русалочки, работа принадлежит известному эстонскому скульптору А. Г. Адамсону, эта скульптура стала жертвой черноморских штормов. Она тоже была установлена в Мисхоре, мыс Ай-Тодор http://sirenos.narod.ru/raznoe.html http://www.mishor.bigyalta.net/history.php Вторая русалка находится на поляне сказок в Ялте. Есть мнение, что это русалка была перевезена с Мисхорского побережья с единственной целью уберечь от “приморских вандалов по сбору цветных металлов”. Один из заменяющих ноги плавников и завитки волос Русалки явно оттяпаны ножовкой по металлу.. . http://picasaweb.google.com/hokun.anna/2007#5188755426092795938 http://www.charming-crimea.com/january-2008/day_5.html О работах скульптора Адамсона: Севастополь-»Памятник затонувшим кораблям» Памятник броненосцу «Русалка» -Таллин Памятник «Запорожцам, высадившимся в Тамани 25 августа 1792г» -Тамань Работы скульптора, список
  • В очень давние времена, когда Южный берег Крыма был под властью турецкого султана, жил в деревне Мисхор скромный труженик Абий-ака. Жил он в хижине вблизи моря и неутомимо работал на своем маленьком винограднике. Слыл старик Абий-ака честным работящим человеком и пользовался почетом и уважением у всех односельчан. Бережно ухаживал Абий-ака за своими дынями на баштане, за лозами на винограднике, за персиками и яблонями в саду, оберегая их от весенних морозов и туманов, от прожорливых гусениц и болезней. Но всего заботливее, всего нежнее выращивал он свою единственную дочку, черноглазую Арзы. Славился Абий-ака своей мудростью, но еще больше славился он красавицей-дочкой. Строен и гибок был стан Арзы, как лоза винограда. Сорок тонких косичек сбегали по плечам ее до самых колен, как сорок струек воды в горной речке, блестящие огромные глаза были черны, как звездное небо над цветущей яблоней, яркие губки рдели, как две спелые вишни, а нежные щеки румянились, как бархатные персики. Все любовались прелестной Арзы. Но внимательнее всех присматривался к ней хитрый старик Али-баба. Он потерял покой с тех пор, как впервые увидел ее у фонтана на берегу моря, набирающую воду в медный кувшин. Али-баба был хозяином фелюги с пестрыми парусами, которая часто приходила из-за моря с турецкого берега в Мисхор с товарами. Не любили в Мисхоре купца: ловко он умел обмануть при купле и продаже. И еще шла о старом турке темная молва, будто высматривает он девушек в деревнях Южного берега, похищает их и увозит на своей фелюге в Стамбул для продажи в гаремы турецких пашей и беев. Всегда не по себе было красавице Арзы, когда она чувствовала пристальный взгляд Али-бабы. Время шло, и хорошела с каждым днем девушка. Весело хлопотала она вокруг отцовской хижины, помогая матери в работе, звенел ее серебристый смех на винограднике, с песней спускалась она к своему любимому фонтану И долго просиживала там, глядя, как набегает на берег волна за волной и шевелит разноцветные камешки. Много мисхорских женихов присылало сватов к Абий-аке, но посмеивался старик и пряталась Арзы. Не могла она забыть веселого парня из дальней деревни, которого встретила однажды у прибрежного фонтана. О нем-то и думала она подолгу, глядя на волны и на чаек, носившихся над морем. И вот пришел день, когда парень прислал сватов к Арзы. Покачал головой Абий-ака, жаль ему было отдавать дочь в чужую деревню, поплакала мать. Но не отказали сватам родители. Пришла весна, цвели деревья у хижины Абий-аки, но еще пышнее цвела дочка Арзы, готовясь к свадьбе. И только одно печалило ее сердце: близкая разлука с отцом и матерью, с родной деревней, с подругами и с милым фонтаном у берега моря. Весело праздновала деревня Мисхор свадьбу красавицы Арзы. Юноши и девушки затевали шумные игры. Скульптура «Русалка» — это уже третья по счету. Первая принадлежала известному эстонскому скульптору А. Г. Адамсону и стала жертвой черноморских штормов. Вторая изображала русалку с ребенком на руках и рыбьим хвостом, ее автор не известен, так же как и дата ее установки. В начале 1980-х при отсыпке пляжа русалку пришлось передвигать, и она потеряла хвост и руку. Тогда было принято решение реставрированный оригинал сохранить как музейный экспонат, а у мисхорского побережья установить новую скульптуру, отлитую из бронзы. Третья «Русалка» намного крупнее первых двух; она изготовлена в Киеве и в 1984 году установлена на большом четырехметровом валуне, найденном в районе Малого Маяка. Но это, строго говоря, уже не русалочка, а купальщица с ребенком, поскольку в нынешней скульптуре не хватает поэзии.
  • Посмотрите, как весною в Мисхоре. Где серебряный пенится вал, Непрерывно работает море, Разрушая окраины скал.. . Скульптура «Русалка» сделана в начале нынешнего века по проекту известного эстонского скульптора, академика Петербургской Академии художеств А. Г. Адамсона (Амандус Адамсон, в России Аманд Иванович, (12 ноября 1855, хутор Ууга-Рятсепа, около города Палдиски, Российская империя — 26 мая 1929, Палдиски) — эстонский скульптор, академик, один из основателей эстонского национального искусства. , автора памятника затопленным кораблям в Севастополе) . Уже при первом знакомстве с мисхорским побережьем, которое обычно начинается с набережной, курортники и туристы обращают внимание на две скульптурные группы: бронзовую «Русалку» , поднимающуюся из моря с ребенком на руках, и сооруженный на набережной фонтан «Девушка Арзы и разбойник Али-баба» . Скульптуры эти связаны общей легендой. Предание гласит, что в очень далекие времена из Мисхора была похищена старым Али-бабой и увезена в Стамбул черноглазая Арзы. О ней тосковали не только родители, жених, односельчане, — зачах и ее любимый фонтан. В неволе родила Арзы дитя. Не выдержав разлуки с домом, бросилась она в пучину Босфора. В тот же вечер печальная русалка с младенцем подплыла к мисхорскому берегу. С тех пор ежегодно в один и тот же час из тихих волн появлялась прекрасная русалка с младенцем на руках, и вода из фонтана текла радостной струей. Потом русалка исчезала до следующего года. Скульптура «Русалка» и фонтан выполнены в начале прошлого века по проекту известного эстонского скульптора, академика Петербургской Академии художеств А. Г. Адамсона (1855-1929), автора памятника затопленным кораблям в Севастополе и многих других произведений. Во-первых, её ярко выраженное, чересчур зрелое и непривычное по детским сказкам «женское начало» выгодно контрастировало со ставшим вдруг бесполым окружением. Во-вторых, её плечи, спина и всё, что пониже, было жестоко посечено пулями и крупными осколками. Как-то не задумывался раньше, что Русалка могла настолько пострадать в Великую Отечественную. В-третьих, перевезли её на Поляну Сказок, похоже, с единственной целью уберечь от “приморских вандалов по сбору цветных металлов”. Один из заменяющих ноги плавников и завитки волос Русалки явно оттяпаны ножовкой по металлу.. . В парковой зоне находятся самый крупный на побережье пансионат «Мисхор» для отдыха родителей с детьми, дом творчества Союза театральных деятелей, дача «Мисхор» , санаторий «Коммунары» . На мисхорском побережье выделяются скульптурные группы — бронзовая «Русалка» , поднимающаяся из моря с ребенком на руках, и сооруженный на набережной фонтан «Девушка Арзы и разбойник Али-баба» . Скульптуры эти связаны легендой о красавице Арзы, похищенной разбойником Али-бабой и проданной в гарем турецкого султана.. . …Тосковала, плакала Арзы, не находила себе места в гареме и таяла не по дням, а по часам. Родила она мальчика, но не принес он облегчения ее душе. Ровно через год с того дня, как разбойники схватили ее на далеком крымском берегу у любимого фонтана, Арзы с ребенком бросилась в пучину Босфора. В тот же вечер печальная русалка с младенцем подплыла впервые к фонтану у берега Мисхора. С тех пор один раз в год, в тот день, когда была похищена Арзы, начинал фонтан струиться сильнее, и в этот же час из тихих волн появлялась русалка с младенцем на руках. Легенда отражает действительные случаи похищения молодых женщин турецкими пиратами и продажи их в гаремы.
  • Скульптура «Русалка» сделана в начале нынешнего века по проекту известного эстонского скульптора, академика Петербургской Академии художеств А. Г. Адамсона (Амандус Адамсон, в России Аманд Иванович, (12 ноября 1855, хутор Ууга-Рятсепа, около города Палдиски, Российская империя — 26 мая 1929, Палдиски) — эстонский скульптор, академик, один из основателей эстонского национального искусства. , автора памятника затопленным кораблям в Севастополе) . Красивая легенда о русалке в Мисхоре: В очень давние времена жил в деревне Мисхор скромный труженик Абий-ака. Была у него красавица-дочка, черноглазая Арзы. Строен и гибок был стан Арзы, как лоза винограда, яркие губы рдели, как спелые вишни, а нежные щеки румянились, как бархатные персики. Все любовались прелестной Арзы. Но внимательнее всех присматривался к ней хитрый старик Али-баба. Шла о старом турке темная молва, будто похищает он девушек и увозит в Стамбул для продажи в гаремы. Время шло, и хорошела с каждым днем девушка. Часто спускалась она к своему любимому фонтану и долго просиживала там, глядя на набегающие волны и думая о веселом парне из дальней деревни, которого встретила однажды у фонтана. Пришел день, когда парень прислал сватов.. . Весело праздновала деревня Мисхор свадьбу красавицы Арзы. Вот спустились весенние сумерки на берег. В последний раз захотела Арзы повидаться и проститься с дорогим для нее фонтаном.. . Не подозревала девушка, что несколько коварных глаз наблюдают за ней. Вдруг.. . Две цепкие руки обхватили несчастную девушку, закрыли ей рот, набросили плащ на голову. Пираты подхватили драгоценную добычу и во главе с Али-бабой бросились к лодке.. . За Арзы Али-баба получил большую плату, а девушка была приведена во дворец самого султана. Тосковали о бедной девушке не только несчастные родители и жених, зачах и ее любимый фонтан. Тосковала и сама Арзы, не находила себе места в гареме. Родила Арзы мальчика, но и он не принес облегчения ее душе. Ровно через год с того дня, как руки разбойников схватили ее на далеком крымском берегу, поднялась Арзы с ребенком на угловую башню султанского сераля и бросилась в пучину Босфора. В тот же вечер печальная русалка с младенцем подплыла впервые к фонтану у берега Мисхора. С тех пор один раз в год из тихих волн появлялась русалка с младенцем. Она подходила к фонтану, сидела на берегу, глядя на родную деревню. А потом, опустившись в морские волны, исчезала до следующего года.. .

Предыдущий:

Следующий: