Рассказ о каком нибудь ремесле 17-18в


рассказ о каком нибудь ремесле 17-18в

  • БА’РОЧНАЯ (КОРАБЕ’ЛЬНАЯ) РЕЗЬБА’, тип архитектурной резьбы, сложившийся во второй половине 18 века в среднем Поволжье — плоскорельефная резьба, сплошь покрывающая детали дома растительным орнаментом из цветов и листьев, оплетающих фигуры львов, фантастических птиц, сказочных существ. Большое влияние на формирование нижегородской архитектурной резьбы оказала так называемая корабельная, или «барочная резь» , украшавшая борта, корму и нос волжских расшив. От барки (корабля) и происходит ее название. Большинство судов, плававших по Волге, строилось мастерами из окрестностей Городца, Балахны, Никольского Погоста. Строительство судов начиналось поздней осенью, а к марту, как только прекращался ледоход, уже готовые барки спускались в волжскую воду. Летом свободные от постройки судов артели корабельных мастеров рубили дома, украшая их подобной же резьбой. Поволжские дома представляли собой сруб под двухскатной крышей, покоящейся на стропильных ногах. Резные доски украшали, как правило, фасад дома, обращенный к улице, подчеркивая основные конструктивные линии архитектурного сооружения. Помимо чисто декоративной функции резные доски защищали от проникновения влаги в наиболее уязвимые места дома — стыки крыши со срубом, щели вокруг оконных рам, торцы бревен. Сложная «резь» покрывала причелины, подзоры, полотенца, оконные наличники. Выступающие торцы бревен сруба прикрывались досками-«обрешетинами» , также покрытыми резьбой. Среди излюбленных мотивов нижегородских резчиков был улыбающийся лев с хвостом, «проросшим» цветочным побегом. Он принимает самые разные позы — то вытягивается вдоль узкой горизонтальной доски, то сжимается, вписываясь в орнаментальный круг. Встречаются даже изображения коней, телом, лапами и позой напоминающие льва. Другой распространенный образ — русалка-«фараонка» . По местной легенде, «фараоны» (египтяне) , преследовавшие евреев при переходе через Красное море, утонув, превратились в морских чудовищ. Поэтому «фараонкам» , несмотря на женскую грудь, часто придают мужские черты лица. Встречаются их изображения и с курительными трубками. Среди других фигур, встречающихся на резных досках — цапли, лисы, собаки, осетры. Несмотря на ярко выраженную индивидуальность тех или иных образцов резьбы, имен мастеров сохранилось очень немного. Михайла Малышев, С. Удалов, А. С. Нестеров известны лишь благодаря тому, что среди завитков орнамента остались их подписи и даты выполнения работы. Дошедшие до нас немногочисленные образцы резьбы 18 века отличает графичность и тщательность в размещении орнамента, обобщенность форм. Постепенно резьба начинает тяготеть к пышности узора, перегруженности, начинает занимать все большее пространство. К концу 19 века резные орнаменты измельчаются, превращаясь в сложнейшее кружево. Увеличивается и количество досок, размещаемых на фасаде, многоярусные причелины и подзоры к этому времени покрывают всю поверхность фронтонов. В конце 19 века в Поволжье, как и в других регионах России, на смену пышной корабельной «рези» приходит пропильная ажурная резьба, сохраняющая в своих рисунках орнаментальные мотивы рельефной резьбы — птиц, драконов, собак. В настоящее время местные резчики восстанавливают традиции искусства корабельной резьбы преимущественно на изделиях сувенирного характера: шкатулках, ларцах, декоративных панно, досках и блюдах.
  • Гончарное искусство Мастер мнет комок глины, раскатывает его между ладонями, превращая в толстый жгут. Ловко накинув глиняный жгут на руку, мгновенно укладывает на вращающийся гончарный круг, и, послушные то легкому, то сильному прикосновению рук, вытягиваются вверх стенки сосуда, расширяясь в крутобокое тулово, сужаясь в стройную горловину. Гончар срезает изделие с круга тонкой проволокой и осторожно, чтобы не помять мягкие стенки, ставит на просушку. А дальше свое дело сделает огонь. В горне глиняный сосуд превратится в гончарное изделие. Из поколения в поколение передавалось на Руси гончарное ремесло, совершенствовались технические приемы и способы художественной обработки, складывались определенные формы вещей. Томлёные сосуды рязанских гончаров дают нам представление о древнем способе обработки керамики, который получил наиболее широкое распространение в гончарстве XVII века. Черная матовая поверхность строгих по форме изделий достигается при обжиге в сильно коптящем пламени и медленном остывании без доступа кислорода, для чего все отверстия в горне замазываются. Томление сочетается с другим приемом — лощением, когда на непросохшие стенки сосуда наносится узор гладким камешком —лощилом. После обжига простой геометрический орнамент отливает тусклым серебром на матовом фоне. Иногда лощат, то есть заглаживают, всю поверхность изделия. Тогда оно напоминает сосуды из металла. Повседневная посуда новгородских гончаров знакомит нас еще с одним приемом обработки — обваркой. Только что извлеченное из горна раскаленное изделие окунается в мучную болтушку, которая закипает и, испаряясь оставляет на, стенках сосуда причудливый узор в виде темных пятен со светлыми разводами. Раствор проникает в поры черепка, что придает изделию большую прочность. Часто встречается сплошное покрытие сосудов ангобом, жидко разведенной глиной, или ангобная роспись. Ее можно увидеть на изделиях псковских и новгородских, вятских и курских мастеров. Самое широкое признание в гончарстве получили прозрачные глазури. Они не только украшали вещи, но, прежде всего, предохраняли их от загрязнения, а стенки поливных сосудов не пропускали влагу. Нередко гончары поливали горшки, миски, крынки только изнутри. Внешняя матовая поверхность изделия украшалась лишь отдельными мазками в виде полос пли пятен, которые ярко блестели на пористом глиняном черепке. Используя опыт предшествующих поколений, мастера дополняют, обогащают его. Разнообразны творческие поиски гончаров Скопина — одного из самых значительных современных промыслов. Другие центры не так широко известны. Очаги народного гончарства продолжают жить на Ярославской и Владимирской земле, в Вологодской, Новгородской и Ленинградской областях, в районах Твери, Калуги, Рязани. В основном это продукция деревенских мастеров. Их незамысловатые изделия и сейчас находят широкое применение в жизни деревни. В простой и строгой по форме посуде живет древняя культура русского гончарства. Наряду со своеобразной пластикой объемов, существуют оригинальные, чисто местные приемы украшений. Гончарная посуда, изготовленная современными мастерами, наделена чертами своего времени. Но в ней живет творческий труд многих поколений, непрерывная преемственность традиционного мастерства — вечно живого источника гончарного искусства.



Предыдущий:

Следующий: