Птица гусь в мифологии разных народов?

Птица гусь в мифологии разных народов?

  • Солярный (говорят, что он следует за солнцем во время миграций) символ дыхания, ветра («птица вздоха»), бдительности, любви, хорошей хозяйки. Гусь, приготавливаемый на день св. Михаила и на Рождество, олицетворяет убывающую и возрастающую силу солнца. Гусь и лебедь часто взаимозаменяются в символизме. В кельтском эпосе это символ войны и атрибут военных богов. У китайцев дикий гусь — это небесная птица, ян, мужество, свет, воодушевление, скорость, птица-посыльный, приносящая добрые сети, супружеское счастье, осень. Будучи солярным, гусь, тем не менее, в китайском искусстве ассоциируется с осенней луной. В христианстве олицетворяет бдительность и провидение и является эмблемой св. Мартина Турского. У египтян Гусь Нила, «Великий Гоготун», — создатель мира. Он снес Космическое яйцо, из которого вылупилось Солнце — Амон-Ра. Гусь является атрибутом бога Земли Себа (Геба) и символизирует любовь, а также эмблемой Изиды, Озириса и Гора. У древних греков символизирует любовь, бдительность, хорошую хозяйку. Считается атрибутом Королевы Небес Геры. Гусь также символизирует Аполлона, как солнце; Гермеса, как посланника богов; Марса, как войну; Эрота, как любовь, и Пейто, как богиню ораторского искусства и убеждающей речи. У индусов дикий гусь или гусак — средство передвижения Брахмы, созидательный принцип, некто самосущий. Он означает также свободу от уз, духовность, преданность, учение и красноречие. Хамса изображается либо как гусь, либо как лебедь. В японской традиции гусь символизирует осень, быстроту, птицу-посланника, а в искусстве ассоциируется с осенней Луной. В древне-римской культуре означает бдительность. В Риме держали священных гусей. В шумерской традиции гуси посвящены богине скотного двора Бау. Бдительность, болтливость, любовь, счастье в браке, верность; солнечный символ, особенно в Египте. Знак свободы, просвещенности и, благодаря сезонным перелетам, символ осени и весны. Солнечный и благотворный символизм дикого гуся во многом совпадает с символизмом лебедя, и они, в сущности, взаимозаменяемы, особенно в кельтской традиции. В Древнем Риме гусь был также связан с богом войны Марсом и стал триумфальной эмблемой бдительности после известного случая в 390 г. н. э. Тогда крики священных гусей из храма Юноны оповестили защитников Капитолийского Холма о нападении галлов. Древние греки связывали гуся с Герой, Аполлоном, Эротом и богом-вестником Гермесом. В Древнем Египте гусь считался посланцем богов, а также птицей, отложившей яйцо, из которого появилось Солнце. Гусь стал эмблемой фараонов, которые в представлении древних египтян и были воплощением Солнца. При восшествии на трон нового фараона жрецы выпускали четырех гусей как вестников четырем сторонам света. Гуси, приносимые в жертву в день зимнего солнцестояния, символизировали возвращающееся Солнце. Дикий гусь был мужским, солнечным знаком в Китае, но в искусстве Китая и Японии более важным было значение гуся как лунной, осенней птицы. В представлении азиатских шаманов и индийских браминов гусь был «ездовым животным» , на котором Души стремились вырваться из Непрерывного Круга существования. Вторая группа символических значений связана с домашним гусем. Древнейшее упоминание домашнего гуся восходит к шумерскому богу домашнего хозяйства и скотоводства Бау. В фольклоре гусь предстает в образе болтливого, по-матерински заботливого существа, несколько глуповатого (отсюда — «глупый как гусь») . Сексуальный символизм гуся, в Древней Греции связанный с Приапом, также был широко распространен, а наблюдения за гусем, в возбужденном состоянии вытягивающим шею и покачивающим головой, закрепились в выражении «ходить гусем» . www.ta2.ru/home/animal/Gys/index.htm
  • Гусь в космогонических представлениях и соответствующих мифах нередко выступает как птица хаоса, но вместе с тем и как творец вселенной, снесший золотое яйцо — солнце (образ великого Гоготуна в египетской мифологии) . В ряде языков понятия солнца и гуся передаются сходными языковыми элементами. В Китае гусь связан с небом и с принципом ян; рассматривается как талисман, помогающий любви в браке. I В гностической традиции гусь — во-площение святого духа, символ предусмотрительности и бдительности. В средние века в Европе верили, что гуси являются ездовыми животными ведьм. В ряде сибирских традиций известен т. н. «гусиный дух» , ведавший судьбой. К идее бессмысленной глупости отсылает тема эзоповой басни об убийстве гуся, кладущего золотые яйца. http://myfhology.narod.ru/myth-animals/bird.html В Древнем Египте хорошо знали домашних, вернее полудомашних, гусей. В египетских гробницах, построенных более 4 тысяч лет назад, имеется много рисунков гусей: сцен их откорма, жарения на вертеле, изображений крестьян, несущих гусей на рынок. Гуси упоминаются в Одиссее – у Пенелопы было 12 гусей и она любила наблюдать, как они жадно пожирают намоченное зерно. В Греции, Малой и Средней Азии гуси были священными птицами, их также считали символом изобилия. При раскопках древнего города Пенджикента на территории современного Таджикистана было обнаружено изображение юноши, держащего домашнего гуся для жертвоприношения. В Месопотамии гусей держали стаями, почитали как священных птиц, но и использовали в пищу. Изображения гусей встречаются на печатях и других предметах. Интересна статуэтка из Ура, (3-е тысячелетие до н. э. ) изображающая богиню Бан, сидящую на спинах двух гусей; а два других гуся служат ей скамеечкой для ног. Есть еще глиняные рельефы и цилиндрические печати, показывающие гусей в виде богини. До сих пор считалось, что в весах использовались изображения уток, но недавно выяснили, что на самом деле в древности это были изображения гусей. Такие весы в виде гусей сохранились в некоторых странах до настоящего времени. Индийцы верили, что гуси давали советы самому Брахме. Римляне почитали гусей за то, что эти птицы в 390 г. спасли Рим, разбудив своим гоготаньем жителей города. Гусей держали в храме Юноны на Капитолийском холме. В древнегерманской мифологии гусь также считался священным животным. В средние века и позднее домашние гуси были уже широко распространены по всей Евразии. Франкский король Карл Великий (742–814 гг. ) издал указ, в котором его подданным вменялось в обязанность держать в домашнем хозяйстве гусей. Крестьяне должны были ежегодно ко дню святого Мартына (10 ноября) доставлять в монастыри и приюты определенное количество откормленных птиц. В некоторых европейских странах, в основном германоязычных, сохранилось выражение «мартынов гус» . О. Л. СИЛАЕВА История одомашнивания птиц



Предыдущий:

Следующий: