ПОМОГИТЕ КТО ЧЕМ МОЖЕТ С ЛИТЕРАТУРОЙ? 1. Общая характеристика русской классической литературы

ПОМОГИТЕ КТО ЧЕМ МОЖЕТ С ЛИТЕРАТУРОЙ? 1. Общая характеристика русской классической литературы.

  • Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова все не поместилось, лемит, зайди сюда http://www.goldref.ru/soch/works/1345572864.htm Поэзия Лермонтова — это исповедь, напряженный монолог, отражающий его идейные искания и душевные тревоги. С именем поэта в русской литературе открывается новая страница. «Поэт уже совсем другой эпохи», по словам В. Г. Белинского, Лермонтов творил в мрачное и тяжелое для России время — время «мундиров голубых» и жестокой реакции. Чуство скорби и горечи, тоcки и отчаяния, окрашивающие лирику Лермонтова, явились результатом крушения общественно-политических надежд. Поэт — наследник идей декабризма, и его поэзия — это отражение идейной жизни 30-х годов XIX века. В стихотворении 1832 года «Нет, я не Байрон, я другой… » Лермонтов не только утверждает оригинальность своего творчества, но и говорит о трагическом предощуении, потому что в его душе, …как в океане, Надежд разбитых груз лежит. Уже ранняя лирика поэта представляет его как патриота, истинного гражданина, борца за свободолюбивые идеи. Написанное в форме письма к «другу-иностранцу» стихотворение «Жалобы турка» (1829) на самом деле являются гневным обличением существующих порядков России. Тиранам и рабам у Лермонтова противопоставлено чувство любви к свободе. Лирический герой Лермонтова — мятежный, неугомонный, ищущий: Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой.. . А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Герой активно борется за свою свободу. Поэтому неслучайно в поэзии Лермонтова появляется мотив неволи и узника, стремящегося вырваться из нее. Этот образ возникает в стихотворении «Желание» (1832) и становится одним из центральных поэтических символов. В 1837 году Лермонтов возвращается к нему в стихотворении «Узник», но теперь тоска по свободе усиливается, а образ тюрьмы рисуется более конкретно. Уделом сильной личности в обстановке общественного гнета становится одиночество. Мотив одиночества воплощается в ряде основных образов лирики Лермонтова («Утес», «На севере диком», «Парус»). Герой уходит в себя, в свой внутренний мир. У него нет саратни-ков, нет близких людей: «Выхожу один я на дорогу… » В стихотворении «Дума» поэт размышляет о судьбе своего поколения. Выросшее в условиях мрачной реакции, оно отошло от участия в общественно-политической жизни. С горечью поэт замечает, что оно проявляет позорное малодушие перед опасностью, что его не тревожат вопросы добра и зла. «И ненавидим, и любим мы случайна»- Эти слова олицетворяют утрату идеалов и нравственных критериев. Он говорит, что потомки не простят им бездействия: И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом.. . Одним из самых значительных произведений русской политической поэзии явилось стихотворение «Смерь поэта» (1837). Лермонтов клеймит тех, кто «жадною толпой» стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Истинный художник болеет проблемами всей страны, и Лермонтов отрицал литературу, стоящую в стороне от общественной жизни России. В конце 30-х годов поэт обращается в своем творчестве к исторической теме. Он создает «Бородино» и «Песню про купца Калашникова». В «Бородино» (1837) Лермонтов воплотил свое представление о сильных и смелых людях. Обращаясь к теме Отечественной войны 1812 года, он обращается к движению дворянских революционеров, начало которому положили события 1812 года и героизм русского народа. Белинский отмечал: «В каждом слове слышите солдата, язык которого не переставал быть грубо прямодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии». Демократические тенденции не были случайными в творчестве Лермонтова. Обращаясь к другой исторической эпохе, эпохе царствования Ивана Грозного, Лермонтов своим героем избирает купца, честного, благородного, смелого Калашникова. Он отстаивает свое человеческое достоинство даже ценой собственной жизни. К



Предыдущий:

Следующий: