Почему самолёты СТЕЛС очень трудно засечь радаром?

Почему самолёты СТЕЛС очень трудно засечь радаром?

  • На самом деле, технология «стелс» используется только для оперативных действий над территориями слаборазвитых стран. Дело в том, что локация летательного аппарата по лучу, отраженному от металла аппарата, — это уже позавчерашний день. Современные радарные системы используют принцип отражения электромагнитных волн от выхлопа реактивного двигателя. Поясняю. Выхлоп реактивного двигателя — газы сгоревшего топлива с достаточно высокой температурой для образования плазмы. В плазме есть такая характеристика, как плазменная частота колебаний. Если частота падающей электромагнитной волны меньше плазменной частоты, то происходит отражение волны, которое и фиксируется радаром. Дополнительные методы обнаружения — СИСТЕМА радаров, накрывающих заданную область пространства. Как только в это пространство проникает объект, система реагирует на изменение электромагнитной картины. При этом не важно, отражаются ли от объекта электромагнитные волны, поглощаются ли полностью или полностью рассеиваются — искажения всё равно возникают. Вот по наличию и движению этих искажений объект и фиксируется. Что касается Югославии, то самое прикольное, что югославы сбили «невидимку», используя древний советский модуль, давно снятый с производства. Забавно… Ну, а кроме того, зенитной ракете нет необходимости попадать прямо в самолёт. Достаточно взорваться в окрестности нескольких десятков метров от него. Шариковая начинка ракеты просто делает из самолёта сито-решето.
  • Углы отражения от их поверхности малы, поэтому они не видны так, как другие самолёты. НО «»невидимость» постепенно утрачивается, т.к. дуэль снаряда и борни постояннА:)
  • Отражённые от самолёта лучи имеют строгую направленность в сторону от радара который эти лучи послал. Это благодаря плоским поверхностям расположенных под углом к направлению движения. Частично от краски, обработки поверхности позволяющими частично поглощать лучи уменьшая интенсивность их отражения.
  • Как известно, радар отслеживает самолет, регистрируя отраженный от него радиосигнал. Современные радары используют высокую частоту сигнала. Однако в случае со «стэлсом» короткие волны рассеиваются рубленым корпусом самолета так, что его нельзя заметить — именно причудливая форма и является основой этой технологии. Однако для длинноволновых (низкочастотных) радаров подобная форма самолета не является препятствием. Такие локаторы не слишком точны, но зато они «видят» любой крупный объект в воздухе. Кроме того, F-117 отличается невысокой маневренностью и низкой скоростью, что делает его идеальной целью для старых зенитно-ракетных комплексов с низкочастотными радарами. Совершить резкий маневр и уйти от зенитной ракеты, выпущенной с близкого расстояния, он не может физически. Когда сербы сбили «стэлс», тот находился всего в 13 километрах от пусковой установки.
  • Мышина уродлива, поэтому плохая, годится только для подлых ночных бомбардировок мирных городов, Белграда например
  • Если объяснить по простому, то активный радиолокатор (умышленно излучающий электромагнитную энергию) работает по принципу возвратного сигнала, если сигнала нет, то и нет обнаружения. Каждый радиолокатор имеет некоторый порог обнаружения сигнала, ниже которого он объекты не обнаруживает. Порог обнаружения зависит от параметров и характеристик самого радара, свойств среды прохождения электромагнитных волн и параметров и характеристик цели. Естественно, с точки зрения «вражеской цели» , если поствлена задача быть необнаруженным, нужно сделать так, чтобы отраженный сигнал был ниже порога обранужения радара. Теперь встает вопрос, а как это сделать? 1. На радиолокатор повлиять трудно. Есть, правда, способы воздействия, например, электромагнитный импульс, разрушающий входные цепи приемников радара. Но это решение пока только в стадии разработки, да и применение его может навредить и своим и чужим.. . 2. На среду распространения электромагнитных волн (состояние атмосферы ) еще трудней. Скорее всего ее нужно активно использовать. Что и делает Стелс, не зря же его называют ночным истребителем. Кстати, плохое состояние атмосферы может втрое уменьшить дальность радиолокационного наблюдения. 3. Остается только менять параметры цели. Основным параметром целей с точки зрения радиолокации есть Эффективная отражающая поверхность (ЭОП) , которая и характеризует возвратную энергию отраженного сигнала. Чем больший процент энегрии зондирующего возвращается на вход приемника радара, тем больше отражающая поверхность. Например, для традиционного истебителя она составляет 3-5 кв. м. , а для Стелс несколько квадратных сантиметров!! ! Кстати, бытует мнение, что Стелс невозможно вообще обнаружить. Это в коне неверно, просто обнаружение его возможно на гораздо меньших расстояниях, чем для объектов без применения технологии Стелс. Пути уменьшения эффективной отражающей поверхности. Если рассмотреть поток энергии, которая падает на объект, то дальнейшие ее пути могут быть только следующими: 1. Часть энергии отражается в направлении радара и учавствует в формировании входного сигнала приемника. 2. Часть энергии отражается, но не в направлении радара (в стороны) . 3. Часть энергии поглощается в объекте и переходит в другие виды энергии (тепловую, электромагнитную энергию других диапазонов) . 4. Часть энергии проходит сквозь объект и уходит дальше в пространство. Это все, больше ничего произойти с падающей энергией не может. Если любым способом увеличить долю энергии последних трех составляющих, тогда доля первой будет уменьшаться. (Закон сохранения энергии) . Отсюда и способы обеспечения радиолокационной невидимости, которые и применены в технологии Стелс. Естественно, никто не расскажет, что там конкретно задействовано, однако, предположить можно: 1.Согласно пункту 2. Желательно строить летательный (или другой аппарат) так, что бы он состоял из плоских панелей, размеры которых намного больше длины волны. В этом случае аппарат будет виден только тогда, когда панель перпендикулярна вектору облучения, а для самолетов, это эквивалентно расположению над радаром, что с информационной точки зрения для радара бесполезно (он уже уничтожен :)). Можно также изготовить самолет из активных переизлучающих панелей на основе фазированных антенных решеток (ФАР) , которые будут отклонять сигнал с нужную сторону. Можно для этого пути предложить еще кучу разных методов. 2. Согласно требованию 3, максимизация поглощения может быть достигнута, когда входное сопротивление приемника равно выходному канала связи. По простому, нужно подобрать такой материал покрытия, который на основе каких нибудь физических эффектов, например, резонансного поглощения, будет интенсивно поглощать электромагнитные волны и переводить их в другие виды энергии. Тотль нужно не забывать, что это нужно делать в очень широком диапазоне частот, что часто проблематично. Поэтому, если стелс невидимы в сантиментровом диапаз
  • Два основных фатора — форма и специальное покрытие. Форма у них такова, чтобы минимизировать отражение радиоволн, а те, что всё-таки отражаются, идут не обратно к радару, а вверх или в сторону — для этого на F-19, например, кили загнутые внутрь, а на B-2 его вообще нет. Для этого же такая замысловатая форма корпуса и крыльев, и специально рассчитанный профиль сопла двигателя. Ну и покрытие — оно поглощает радиоволны. Действует по тому же принципу, что и просветляющая плёнка на оптике. Известно, что если покрыть отражающую поверхность материалом с показателем преломления, постепенно изменяющимся от 1 до n(самой поверхности), то коэффициент отражения равен нулю — это следует из решения уравнений Максвелла для соответствующего случая. Вот это покрытие примерно такими свойствами и обладает — оно много слойное, и слои рассчитаны так, чтоб минимизировать отражение радиосигналов в нужном диапазоне.
  • Не очень
  • все это лажа… самолет стэлс 1 достаточно прост в управление на сверх низких высотах где радары его не могут по определению засечь 2. материал из которого он изготовлен имеет структуру неотражающюю чистоту излучения радаров но не всех.
  • Волны радара отражаются от такого самолёта не в направлении радара. Хочется перечислить недостатки этого самолёта — а они существенны!: 1. В определённых диапазонах волн он виден, 2. Теряет свою невидимость в ненастную погоду, 3. Неустойчив в полёте настолько, что летать может только при наличии в нём компьютерной системы устойчивости самолёта — при отказе её самолёт продолжать полёт не может — из-за этого было потеряно несколько самолётов в мирных полётах. 4. Из-за этого же низкая манёвренность — не годится для воздушных боёв и годен лишь в качестве ночного бомбардировщика — в дневное время легко обнаруживается и уничтожается истребителями противника; ракеты воздух-воздух на нём пытались устанавливать, но эти попытки пришлось оставить. 5. Часть силы двигателя теряется из-за изогнутого воздухозаборника — который сделан изогнутым (S-образным) ради невидимости самолёта — чтобы волны радара не отражались от лопастей турбины. ————————— Минимальная видимость самолёта радарами — обязательное требование к самолётам современного поколения, но это сейчас достигается другими способами — вместо создания гранённого самолёта.
  • В основе «Стелса» лежат плоские панели, наклоненные под определенным углом. За счет этого уменьшается площадь отражения, и такой самолет трудно засечь радарами. То есть получается «малозаметность», но еще не «невидимость».
  • Эти самолеты имеют специальное покрытие, которое поглощает лучи радара и поэтому на экране радара нет отметки цели.



Предыдущий:

Следующий: