Откуда взялся обычай прыгать через огонь? У каких народов он есть и что он символизирует?

Откуда взялся обычай прыгать через огонь? У каких народов он есть и что он символизирует?

  • Верования восточных славян IX-X столетий представляла собой сложное переплетение религиозных представлений, человек поклонялся силам природы: воде, огню и земле. Поклоняясь, воде он верил в ее живительную силу, связывал плодородность земли с дождем, посланый небом. Представления про земной огонь издавна связывали с огнем небесным — солнцем, что дает тепло и свет. Верили в очищающую силу огня — отсюда и обычай прыгать через огонь в ночь Ивана-Купалы. Также есть такая вариация: Третьим братом Солнца и Молнии, третьим сыном Неба и Земли для древних славян был Огонь. Любой странник, совсем чужой человек, становился «своим» , стоило ему обогреться у очага. Его защищали, как родного. Нечистая сила не смела приблизиться к Огню, зато Огонь был способен очистить что-либо оскверненное. Огонь был свидетелем клятв. Считалось, что если парень и девушка сумеют перелететь через пламя, не расцепив рук, — стало быть, их любви суждена долгая жизнь. Где еще празднуется: Иванов день в Финляндии имеет те же культурно-исторические корни, что и праздник Ивана Купалы на Руси. Считается, что это — христианский праздник в честь Иоанна Крестителя, однако влияние древних языческих обрядов очевидно. Этакий компромисс между новой и старой верой. В основе его — союз воды и огня, поклонение всесильным стихиям. В старину на Иванов день парни и девушки прыгали через костер – чем выше прыжок, тем колосистее хлеба, тем обильнее будущий урожай. Заневестившиеся красотки пускали венки по воде – кто венок выловит, тот и суженый. Финны празднуют Иванов день, выезжая на природу, к воде – на берега озер и заливов. Жгут «костры на воде» – устраивают кострище на плоту, или небольшом островке среди озера. У Черкесов: У горцев существует обычай прыгать через огонь, как у русских на Ивана Купала. Это бывает летом. Прыгающие через огонь просят Мерием о прощении грехов, и после этого почитают себя уже очищенными от них. (Мерием — покровительница пчеловодства, Нет сомненяя, что эта Мерием есть Мария, как потому, что ее величают божьей матерью, так и по созвучию имен Марии и Мерием. Празднуют ее день в августе, около нашего успеньего дня. Празднование происходит по снятии хлебов с полей, в особенности если урожай вознаградил труды земледельца) . Праздник первой ночи в Китае Вера в магическую силу огня отразилась в популярном обычае прыгать через огонь в полнолуние 1-го месяца. Накануне полнолуния по улицам города ходила процессия с паланкином, в котором находилась статуэтка тигра. Участники шествия собирали повсюду деревяшки, старые корзины, обломки мебели и т. п. и складывали у одного из даосских храмов. В ночь на 15-е число на этом месте собиралась толпа людей, пришедших босыми, с непокрытой головой, а нередко и обнаженными до пояса. Сваленную в кучу рухлядь поджигали, и участники игрища начинали плясать под грохот гонгов и трещоток. Когда возбуждение толпы достигало предела, священник из храма, держа в руках статуэтку тигра, прыгал через костер. Все прочие, держа в руках фигурки божеств из храма, следовали его примеру. Когда костер прогорал, женщины насыпали еще теплую золу в горшки и уносили домой, где клали в очаг, веря, что она способствует приплоду домашнего скота и птицы. В Киргизии Общенародный характер имел обычай встречи весной Нового года «Нооруз» , который праздновали в третьей декаде месяца марта на день весеннего равноденствия. Этот обычай генетически восходил к зороастризму и был тесно связан с весенним временем, с идеей возрождающейся природы. В день наступления Нового года все жители аила одевались в новые одежды. Поздравляли друг друга с новым годом, окуривали дымом арчи дома, юрты, скот, «аластоо» и кушали ритуальную кашу. Разжигали костры, мужчины и дети прыгали через них, считали, что огонь имеет очищающую и оздоровляющую силу. Также в Скандинавии есть такой обычай. В ночь на 1 мая, называется «Вальпургиева ночь», таким образом отваживали ведьм.
  • вообще у многих народов огонь в язычестве был главным божеством. И так как люди его боялись, то пытались задобрить. Например, рисовали знаки огня на разных предметах быта. И если изначально прыжки через костер означали очищение(перед предстоящей жатвой), то затем это стало гаданием на возможность свадьбы(если у прыгающей пары не расцепятся руки), а еще позже игрой в горелки. Очищение огнем было в глубокой древности на востоке у всех народов
  • у славян на Купалле через огонь…. тип человек очищается от всякой дряни… это все от далеких предков…
  • Маша, посмотрела очень много информации и можно сказать следующее: у всех народов есть обычай прыгать через костёр и связан он прежде всего с обрядом очищения. Этот обряд имеет очень глубокии корни и связан с культом огня и почитанием его очищающей силы. Примеры: Религия древних славян Божество Огня — Сварожич, был сыном Сварога и Макоши. В древние времена огонь был поистине центром того мира, в котором проходила вся жизнь человека. Нечистая сила не смела приблизиться к Огню, зато Огонь был способен очистить что-либо оскверненное. Огонь был свидетелем клятв, и вот откуда пошел русский обычай прыгать парами через костер: считалось, если парень и девушка сумеют перелететь над пламенем не расцепив рук, то их любви суждена долгая жизнь. Кстати. истинное имя Бога-Огня было настолько священно, что его не произносили вслух, заменяя иносказаниями. Видимо, поэтому до нас оно так и не дошло, во всяком случае ученые не имеют единого мнения по этому поводу. Иванова ночь (Ивано Купала) К таинству летнего солнцеворота приурочен главный праздник, дошедший до нас из далёких языческих времён, который до сих пор празднуют народы Европы. В разных странах он называется по-разному. Впоследствии церковь приурочила к языческим торжествам праздник в честь Иоанна Крестителя. Пожалуй, главная традиция этого праздника — возжигание костров. С давних времён люди верили в то, что огонь способен защитить от злых сил. Огонь — самая сильная и действенная очистительная стихия: в нём может сгореть всё грязное и отжившее, но сам огонь всегда остаётся чистым. Костры в Иванову ночь разжигали несколькими способами. Как в доисторические времена, тёрли две деревяшки друг о друга или же вставляли лучину в отверстие. Этот обычай имел явное отношение к древним обрядам, связанным с оплодотворением. Если солнце ещё стояло на небе, огонь зажигали при помощи увеличительного стекла — такой костёр назывался. Зажжённый от солнца, он тем самым как будто обретал силу небесного светила. Как правило, костры жгли на высоких местах — ближе к солнцу. Сам по себе костёр призван был «помочь» солнцу одолеть верхушку неба, он символизировал победу света над тьмой. Разжигая костёр и поддерживая его до утра, люди словно приветствовали новое солнце. Крестьяне старались сделать костёр как можно больше — это считалось делом чести. По этому поводу часто устраивались состязания — у кого выше и ярче пламя. Как правило, несколько дворов или хуторов собирались на общем кострище, где стар и млад принимали участие в подготовке большого костра. Во многих странах до сих пор распространён обычай прыгать через костёр, такие игры воспринимались как необходимый обряд очищения. Над костром принято ставить высокую жердь, украшенную венками и листьями или же увенчанную колесом. Сжигание жерди, знаменующее собой уход всего старого и отжившего, — один из самых торжественных моментов праздника. В некоторых районах вместе с шестом (или без него) сжигали большую куклу, сделанную из тряпок или из соломы, тем самым избавляясь от ведьм и злых наваждений. Также принято было поджигать колёса и катить их с гор, а затем топить в реках или в озёрах. Это не случайно: ведь колесо — древний символ солнца, а вращение колеса означает вечный круговорот всего живого в природе. Другой символ солнца, один из самых древних, встречающийся во многих культурах — свастика — к сожалению, многими воспринимается крайне одиозно после Второй мировой войны. Однако исконно этот знак никакого отношения к нацизму не имел, знаменуя собой вечное круговращение Вселенной. В странах Азии огню также приписываются охранительные и очистительные функции. Прыжки через огонь входят в обряды многих праздников ( Новый астрономический год, Приход весны, религиозные)

Предыдущий:

Следующий: