Откуда произошло выражение «У чёрта на Куличках»

Откуда произошло выражение «У чёрта на Куличках»

  • Короче все просто. Кулички — кочки на болотах, а болото — издревле место обитания различной нечести. Это такие дремучие, непроходимые, труднодоступные места, вот поэтому так и говорят. Эх! Чего только мы не выдумаем! :) Иностранцам и не снилось )))
  • Сейчас выражение «к черту на кулички» значит «очень далеко, неведомо куда, в глухомань». По своему происхождению оно, скорее всего, является распространением ответа все на тот же действительно сакраментальный, «запретный» вопрос куда? (ср. ходячую реплику «к черту» в ответ на пожелание успеха в виде фразеологизма «ни пуха ни пера»). Современная форма, как обычно полагают и как считал еще В. Даль, представляет собой переделку более старого выражения «к черту на кулижки», возникшую в результате подмены ставшего узкодиалектным слова кулижки ‘лесные полянки, острова на болоте’ и созвучным существительному кулички ‘кулички, пасха’. В результате этого фразеологизм приобрел (сейчас уже, правда, осознаваемую очень слабо) экспрессивную выразительность соединения противоречивых понятий (оксюморона) : отправляться «к черту на кулички», т. е. на пасху, означает отправляться неизвестно куда – ведь понятия черта и религиозного праздника пасхи совершенно несовместимы. Острая каламбурность этого выражения потускнела потому, что в современном русском языке слова куличка в значении «пасха» уже нет и почти не употребляется уменьшительно-ласкательная форма от слова кулички. Фразеологизм на «на кудыкину гору», по сути дела, «повторяет» выражение к черту на кулички. Этот оборот чаще всего используется сейчас в качестве экспрессивно-выразительного ответа на назойливый и ненужный с точки зрения спрашиваемого вопрос: куда (идешь, едешь, спешишь и т. д. )? По своему значению он равен фразам типа А тебе какое дело? или Тебе не все равно? и т. п. Родился же он в охотничей среде и первоначально представлял собой ответ охотников на запрещенный с их точки зрения вопрос о том, куда они отправляются. Строгий запрет охотников отвечать на такой вопрос объясняется существованием поверья, запрещающего называть место охоты, т. к. это могло навлечь неудачу (ср. поговорку Не кудыкай, счастья не будет) . Вполне возможно, что такое табу было наложено на вопрос куда? по чисто лингвистическим причинам, в силу созвучия куда со словами куд (куда) «злой дух, черт, дьявол», кудесить «колдовать», кудь «колдовство», известного в диалектах прокуда «лукавый, зловредный человек» и др. Таким образом, в выражении на кудыкину гору как бы сливаются два значения: буквальное – ‘на твою – кудыкину гору’ (кудыка – это ‘тот, кто спрашивает, куда охотник направляется’) и метафорическое ‘к черту’ (кудыка – от куд (а) ‘злой дух, черт, дьявол
  • У чёрта на куличках Это значит — очень далеко. Правда, про Париж или там Лондон никто так не скажет, хотя они тоже не близко. . Древнюю Москву окружали болота. Была даже такая пословица: «Москва стоит на болоте, ржи в ней не молотят». А «кулички» или иначе «кулижки, кулишки» и есть болота. В древности эти самые кулички считали пропащим местом, где водится всякая нечистая сила. Разрасталась Москва. Люди осушали болота, гнали в шею нечистую силу, на месте куличек появлялись улицы с домами и церквями. И вот уже только в названиях сохранился «болотный дух»: церковь Всех Святых на Кулишках, церковь Рождества Богородицы на Кулишках.. . Да еще москвичи тех давних времен, собираясь к родственникам, что проживали в окраинных местностях, недовольно ворчали: «Ну и даль! Прямо — у чёрта на куличках! «
  • Это значит что загнали человека далеко при далеко!
  • Храм Всех Святых на Кулишках — самое оно. Знаменит не только нечистой силой, однажды выведенной там (с тех пор и пошло выражение «у черта на Куличках»). Построен он в честь Победы Дмитрия Донского на Куликовом Поле. А знакомо вам выражение «у чёрта на куличках» ? Да, происхождение его связано всё с теми же Кулишками. История следующая. Я расскажу её, опираясь на подробный рассказ И. В. Винокурова, одного из самых крупных в нашей стране исследователей полтергейста. Глубокой осенью 1666 года в богадельне, устроенной первым патриархом Московским Иовом при церкви Троицы на Солянке, произошло событие, смутившее своей несуразностью и невиданностью не только умы москвичей того времени, но и нарушившего душевный покой царя Алексея Михайловича – там «по действу некоего чародея вселился демон и живущим тамо различные пакости творяще» . Этот демон делал старухам разные пакости: он не давал им покоя ни днём, ни ночью, громко выкрикивал разные непристойности, сбрасывал людей с постелейи лавок, стучал и гремел на печи, на полатях и в углах. Многие священники пытались молитвами изгнать нечистую силу, но ничего не выходило – дьявол хулиганил и наводил страх ещё больше. Тогда царь Алексей Михайлович обратился с просьбой об изгнании демона к преподобному Иллариону (1632-1708), оказавшегося в то время в Москве. Ценой неимоверных усилий, читая молитвы и освящая святой водой, Илларион избавил богадельню от полтергейста и возвратился в свой Суздальский монастырь как «царёв храбрый воин и в битве победитель, супостатом непреодолённый, нечистому духу страшный, а всему миру – явный и дивный чудотворец». В памяти народа сохранилось только место, где произошло это «нелогичное» событие, а содержание последнего оказалось вытесненным, возможно, ввиду того, что «логика» этого события вызывала непреодолимое сомнение. Отсюда значение выражения «у чёрта на куличках» — неведомо где. Еще одна версия происхождения поговорки — У черта на куличках Означает это: страшно далеко, где-то в дикой глуши. Общий смысл слов понятен каждому, а вот что такое «кулички» , не знает почти никто. Кулички – испорченное финского корня слово, «кулиги» , «кулижки» , давно вошедшее в русскую речь. Так на Севере назывались лесные полянки, лужки, болотца. Здесь, в лесистой части страны, поселенцы далекого прошлого все время вырубали в лесу «кулижки» — площадки для распашки и покоса. В старых грамотах постоянно встречается такая формула: «И вся та земля, покуда топор ходил и коса ходила» . Земледельцу часто приходилось на свою ниву отправляться в страшную глушь, на самые дальние «кулижки» , хуже ближних разработанные, где, по тогдашним суеверным представлениям, в болотах и буреломах водились и лишние, и черти, и всякая лесная нечисть.
  • из фильма нверное, вечера на хуторе близ диканьки…

Предыдущий:

Следующий: