Объясните смысл понятий «нравственность» и «мораль»


Объясните смысл понятий «нравственность» и «мораль».

  • МОР? АЛЬ (от лат. moralis — нравственный) , 1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения) ; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения) . Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой. 2) Отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение (мораль басни и т. п.) . Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия Ряд ученых считает, что нравственностьболее субъективна нежели мораль. Т. е. нравственность у каждого своя, а мораль присуща, скажем, соцгруппе. Я сам придерживаюсь данной т. з.
  • Если в кратце то примерно так: Вам дают взятку, а вы не берете, вам предлагают шикарную должность, а вы отказываетесь и так далее…
  • Особых различий действительно нет. Только слово «нравственность» более применима к внутреннему миру человека, к его внутренним установкам, а «мораль» — к внешнему. Характеризуют нравственные устои определенного общества, круга, эпохи.. . В более широком смысле мораль — общечеловеческие ценности, нравственные законы, по которым живет человечество.
  • Эти понятия не нужно объяснять, их нужно чувтсвовать.
  • МОРАЛЬ (нравственность) (лат. мoralis — нравственный, mores — нравы) — специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений. В любом человеческом сообществе есть необходимость в согласовании форм жизнедеятельности, коррелировании различных и порой альтернативных между собой целеполаганий. В отличие от жестко фиксированных и сопряженных в своем функционировании с определенными организационными структурами формами регуляции (правовая, религиозная и др.) , М. выступает, как правило, в качестве «неписаного закона», реализуя свою регулятивную функцию, в первую очередь, посредством обыденного сознания. М. генетически восходит к феномену обычая; применительно к индивиду основные нравственные ценности усваиваются им в процессе личностной социализации. В социально-личностной и духовной сферах М. носит всепронизывающий и всеохватывающий характер. Все отношения людей, от интимных до «межконтинентальных», проникнуты ею, подвержены моральной оценке и с ее помощью проходят проверку на жизненную целесообразность. Поскольку М. существует на двух уровнях: общечеловеческом и личностном, постольку можно утверждать, что она — один из способов разрешения противоречий между всеобщим и индивидуальным. Она не имеет рецептурного характера. М. — постоянное нормотворчество людей, жизненный процесс, в котором основная фигура — сам индивид, человек, творец, своего бытия. Руководствуясь общечеловеческими нравственными требованиями в качестве идеально-должного он самостоятельно делает выбор своего поведения, поступка, намечает цель и средства ее достижения, исходя из реальных возможностей и конкретной ситуации. Отсюда — ответственность за моральность выбора и деятельности человека. Основными социальными функциями М. являются: регулятивная, ценностно-ориентационная и социализирующая. М. предлагает образцы должного, разумного, общечеловеческого. Чем нравственно воспитаннее личность, тем более добровольно она соблюдает моральные предписания общества и семьи. Нравственная регуляция осуществляется посредством ориентации людей на гуманные, добрые, честные, благородные, справедливые отношения, т. е. через то, что принято называть моральными ценностями. В целом функционирование М. осуществляется в русле общесоциальных закономерностей развития общества и личности
  • Мораль — исторически сложившийся порядок и образ жизни общества -считающийся наиболее оптимальным и здоровым для данного общества Нравственность — соблюдение этой морали (Определения мои )
  • Эти, весьма запутанные категории, которые по проеделению вводятся через еще более запутанные понятия, возникли вследствие элементарного факта — люди начали не считаться с совестью, причем сделали это правители. А чтобы другие действовали в соответствие с желанием правителей начали вводить эти и рядом лежащие понятия — ну а дальше развели целую философию… Этими понятиями удобно манипулировать, что сейчас делает церковь — под эгидой нравственности и морали вводит в школы свою религиозную пропаганду, а ведь по сути и исторически церковь насквозь политическая и коммерческая организация..
  • Мора’ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека [1]. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д. [2] Согласно научной идее о физических основах морали, мораль объективна, представляет собой совокупность неизменных законов Природы, соблюдение которых способствует развитию высшего сознания, а их нарушение вызывает падение жизненной энергии и деградацию человека. [3] Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе. Так называемая «общественная мораль» — мораль, принятая определенным обществом, как правило, эндемична для культуры или исторического периода, иногда даже для социальной или религиозной группы, хотя разные моральные системы могут быть в определенной степени схожи. [4] Следует разделять идеальную (пропагандируемую) и реальную моральные системы. [5] Мораль формируется главным образом в результате воспитания, в меньшей степени — в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддается сознательному критическому анализу и коррекции. [6] Мораль служит предметом изучения этики. Более широким понятием, выходящим за рамки морали, является этос. Содержание [убрать] * 1 Социология морали и личность * 2 Мораль и конфликт цивилизаций * 3 Мораль и право * 4 Мораль и нравственность * 5 Мораль и религии * 6 Примечания * 7 Ссылки * 8 Литература [править] Социология морали и личность Одним из факторов формирования морали является общественность человека, его способность к сопереживанию другим (эмпатия) и альтруистические позывы. [7] Следование морали возможно и из эгоистических побуждений — в этом случае человек ожидает, что к нему будут относиться в рамках той же морали. [8] Основные социальные функции морали: * регуляторная, * ценностно-ориентационная, * социализирующая. Социология морали изучает причины, определяющие формирование морали различных социальных групп, связанные с функционированием норм морали проблемы, а также занимается анализом метода и теории, которые могут быть пригодны для их исследовения. Мораль проявляется на общественном и личном уровне. Индивид усваивает моральные нормы в процессе социализации, ориентации на добродетельное — на гуманное, доброе, честное, благородное, справедливое. Человек приобретает сведения о том, что такое порядочность, честь, совесть. При этом мораль изменяется в процессе нормотворчества людей, самостоятельно, со всей ответственностью за моральность своего выбора принимающих решения о выборе целей и средств. \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ Нравственность есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и (или) согласно своим принципам.
  • У каждого человека эти понятия свои. Для меня эти слова имеют туже природу, что и совесть, вера, любовь.



Предыдущий:

Следующий: