Нужен анализ стихотворения Проблеск, Тютчев

Нужен анализ стихотворения Проблеск, Тютчев

  • Стихотворение в духе Тютчева в том плане, что время действия — ночь. Для него это одно из самых любимых состояний природы. Любимый поэтический прием — полутона, именно поэтому, наверное стихотворение названо Проблеск — что-то недосказанное, незавершенное, и даже в какой-то мере невнятное. С наступлением ночи наступает такая тишина, что слышны ее «звуки», в данном случае -Воздушной арфы легкий звон. Звуки нечеткие, негромкие (опять в полутонах) , но тем более волшебные, именно поэтому арфа ассоциируется с ангельской лирой, которая оказалась забытой в земной пыли. Эти звуки тишины пробуждают в душе воспоминания, светлую грусть — и на сердце становится легко, но это состояние не может в понимании Тютчева длиться вечно, и человек, ничтожная пыль, очень скоро возвращается к реальности, которая далека от покоя
  • Проблеск. Опубликован в альманахе М. П. Погодина «Урания» (М. , 1826). Опираясь на дату цензурного разрешения альманаха (26 ноября 1825 г.) , К. В. Пигарев предложил условную датировку: «Не позднее осени 1825 г.) 1. Содержание этого стихотворения связывает его с именем С. Е. Раича (хотя прямых указаний на эту связь нет) . В этом отношении симптоматичен образ Эоловой арфы («воздушной арфы») , на котором строится «Проблеск» . В глазах Раича, поэта-романтика, назначение поэзии — служить «посредницею неба и земли» ; Эолова арфа является символом этой связи2. «Проблеск» — первое стихотворение, в котором отчетливо проявилось своеобразие дарования Тютчева, что было отмечено еще Л. Н. Толстым3. Эта особенность не позволяет отнести его к 1822—1823 гг. , когда поэтический язык Тютчева еще не сформировался. По-видимому, «Проблеск» был написан в 1824 г. (и тогда же отправлен Раичу4) или летом 1825 г. , когда Тютчев приехал в Москву и воспоминания о Раиче ожили в его памяти. В первом случае «Проблеск» должен был сохраниться в архиве «общества» Раича, вместе с другими стихами Тютчева (см. выше: № 2—5). Во втором случае Тютчев, как полагал Пигарев, мог лично вручить свои стихи Погодину5. Поскольку ни одно из этих предположений не имеет решающих доказательств, предлагаем условную датировку в границах: 1824 — лето 1825 (после 11 июня) 6. 1 Лирика. Т. I. С. 337. 2 Амфитеатров (Раич) . Рассуждение о дидактической поэзии (магистерская диссертация) // ВЕ. 1822. № 7. С. 205. 3 Благой Д. Д. Читатель Тютчева — Лев Толстой // Урания. Тютчевский альманах. 1803—1928. Л. , 1928. С. 243. 4 Как отмечено выше, Тютчев посылал свои стихи Раичу в 1823—1824 гг. , в период активной деятельности «общества» Раича (см. выше: «№ 2, 4—5). 5 Лирика. Т. I. С. 337. 6 11 июня 1825 г. — дата приезда Тютчева в Москву из Мюнхена Впервые — альм. «Урания на 1826 год», с. 147- 148. Это стихотворение, как и два других, опубликованных в «Урании», было передано издателю альманаха М. П. Погодину самим Тютчевым во время его первого приезда из Мюнхена в Москву летом 1825 года. См. : М. П. Погодин. Воспоминание о Степане Петровиче Шевыреве. СПб. , 1869, с. 7. Написанное в первые годы пребывания за границей, стихотворение исполнено чувства тоски по родине, по юным годам, проведенным в литературно-философском кружке С. Е. Раича. Воздушная арфа (или Эолова арфа) — музыкальный инструмент в виде ящика, в котором натянуты струны, звучащие от движения воздуха.

Предыдущий:

Следующий: