Народ, для тех, кто силен в истории: кто был автором теории «Москва-третий Рим»?

Народ, для тех, кто силен в истории: кто был автором теории «Москва-третий Рим»?

  • Политическая концепция — «Москва — третий Рим». Автор теории, вошедшей в историю политической мысли под названием “Москва—третий Рим”, был иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение развивало и уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти, ее назначении, взаимоотношении с подданными и церковной организацией. О самом авторе, монахе (или, может быть, настоятеле) Псковского Елизарова монастыря Филофее, известно немногое. Сам о себе он пишет, пользуясь традиционной самоуничижи- тельной формулой: “человек сельский, учился буквам, а еллин- ских борзостей не токах, а риторских астрономий не читал, ни с мудрыми философами в беседе не бывал”. Сохранившаяся о нем заметка его современника сообщает, что Филофей постоянно жил в монастыре (“той старец неисходен бе из монастыря”) и был образованным человеком (“премудрости словес знаем”). Неизвестный биограф отмечает также смелость Филофея и его нелицеприятность, благодаря которой он “многа показал дерзновения к государю.. . боярам и наместникам”, бесстрашно обличая их злоупотребления. Свою политическую теорию он сформулировал в письмах псковскому наместнику М. Г. Муне- хину и великим князьям Василию Ивановичу и Ивану Васильевичу. Наиболее подробно у Филофея разработан вопрос о значении законной царской власти для всей русской земли. В Послании к великому князю Василию Ивановичу он возводит династическое родословие русских князей к византийским императорам, указывая Василию III, что править ему следует по заповедям, начало которым было положено великими прадедами, в числе которых называются “великий Константин.. . Блаженный святой Владимир и великий и Богоизбранный Ярослав и прочие.. . их же корень до тебе”. Многократно обращается Филофей к описанию образа держателя верховной власти, разрешая его традиционно. Царь строг ко всем, кто отступает от “правды”, но заботлив и справедлив в отношении всех своих подданных, в его обязанности входит утешать “плачущих и вопиющих.. . избавлять обидимых от руки обидящих”. Высокое представление о царской власти подтверждается требованиями безоговорочного подчинения ей со стороны подданных. По мысли Филофея, все подданные дают обет государю волю его “творити и заповеди хранити во всем”, а если и придется кому-либо понапрасну терпеть “царское великое наказание”, то возможно только выразить свою печаль “горьким стенанием и истинным покаянием”. В обязанности государя вменяется забота не только о подданных, но и о церквах и монастырях. Духовная власть подчиняется светской, правда, с оставлением за духовными пастырями права “говорить правду” лицам, облеченным высокой властью. Он, как и его предшественники, настаивает на необходимости законных форм реализации власти. Так, Ивану Васильевичу он советует жить праведно и следить за тем, чтобы и подданные его жили по законам. Сохранившая верность православию, Россия непобедима, она сбросила татарское иго, ныне успешно обороняет свои границы и возвышается в глазах современников еще и благодаря успехам на дипломатическом поприще. Величие и славу России ФилЕ- фей сравнивает с величием и славой Рима, и особенно Византии, которая в глазах всех русских считалась великим государством. Ее блеск, слава и могущество не исчезли, а перешли к стране, возглавляемой великим русским князем. Развитая Филофеем в политическую теорию формула “третьего Рима” была не нова для литературы XV—XVI столетий. Сказания о наследовании той или иной страной религиозно- политического величия были известны еще в Византии. Перо Филофея приблизило их к современным условияш политико- правовой жизни русского общества. Современники так и восприняли теорию псковского старца. Никогда она не служила —ни во время жизни мыслителя, ни впоследствии —оправданием или обоснованием каких-либо агрессий. Теория Филофея “Москва — третий Рим” получила большое распространение, она неоднократно воспроизводилась средствами живописи, включал
  • Филофей где-то 1510 год… не сказал бы, что это теория, это было после падения Византийской Империи, когда Россия осталась единственной представительницей православного мира… P.S. Может быть, что-то путаю.
  • ——————————————————————————— Москва — Третий Рим http://sda777.narod.ru/ [Найдено с помощью Yandex - 1] Идея «Москва — Третий Рим» в символике Храма Христа Спасителя … Эти две особенности стали основным образом выражения национальной идеи «Москва — Третий Рим», которая легла в основу замысла храма. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/050922112238 [Найдено с помощью Yandex - 2] Москва — третий Рим — -Новости и афиша музеев России — -www.Museum.ru — 16 октября 2003 г. в 16.00 в Музее Храма Христа Спасителя состоится открытие выставки «Москва — третий Рим». http://www.museum.ru/N14763 [Найдено с помощью Yandex - 3] Политическая концепция — «Москва — третий Рим» Автор теории, вошедшей в историю политической мысли под названием ‘Москва—третий Рим’, был иосифлянином по своей идеологической направленности. Теория Филофея ‘Москва — третий Рим’ получила большое распространение, она неоднократно воспроизводилась средствами живописи, включалась в состав … http://www.erudition.ru/referat/printref/id.49219_1.html [Найдено с помощью Yandex - 4] «Москва — третий Рим» Москва — третий Рим», политическая теория 16 в. в России, обосновывавшая всемирно-историческое значение столицы Русского государства Москвы как … http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/078/407.htm [Найдено с помощью Yandex - 5] «Москва — третий Рим» Москва — третий Рим» -политическая теория ХV-ХVI вв. , которая после падения Византии, обосновала значение Москвы как всемирного центра …Теория «Москва — третий Рим» утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй, павших, создателя этой теории, из-за … http://www.emc.komi.com/01/12/103.htm [Найдено с помощью Yandex - 6] О религиозных основах и прообразе архитектурной композиции Большого … Какими архитектурными средствами В. И. Баженов выразил идею »Москва — Третий Рим»? Уверен, что к 1768 году у Баженова рождается поистине гениальная идея — перенести проекцию плана собора Св. Петра в Риме с его площадями на территорию … http://www.archi.ru/publications/articles/barh_kreml.htm [Найдено с помощью Yandex - 7] МОСКВА — столица России текст ссылок: Москва Третий Рим… [ссылка появится после проверки модератором] [Найдено с помощью Yandex - 8] Радонеж. Православное общество (братство) / Аналитическое обозрение / Статьи «Москва — Третий Рим» -выступление К. Затулина на Всемирном русском соборе «Москва — Третий Рим» — не только метафора, но и историческое задание для России. http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=241 [Найдено с помощью Yandex - 9] Патриархия. RU : В Сарове открылся научно-богословский форум «Москва — Третий Рим … Москва — Третий Рим» как национальная идея», «Религиозное сознание: задача сборки России» и даже «Термодинамическое обоснование идеи России как … http://www.patriarchia.ru/db/text/171094.html
  • Изложил её монах Филофей в 16 веке. После Рима и Византии сохранять православие должна Русь.



Предыдущий:

Следующий: