Литература 3

литература 3

  • Лермонтов отделял пейзажу всегда первое место! В любом его рассказе или романе мы можем сказать, что происходит, в какую сторону будут происходить события и т. д. по пейзажу! В «Мцыри» пейзаж отвечает переживанию главного героя! Как себя чувствует героц такой и пейзаж! Поэтому роль пейзажа в поэме «Мцыри» самая что нинаесть главная!
  • Поэма «Мцыри» (1839) явилась последней романтической поэмой Лермонтова. Замысел «Мцыри» Лермонтов вынашивал в течение нескольких лет. Белинский назвал «Мцыри» любимым идеалом поэта. Почему? Что ценит Лермонтов в человеке, что возвеличивает? Белинский определил это так: «огненная душа» , «могучий дух» , «исполинская натура» . «Огненная душа» делает юношу-монаха страстным существом. «Могучий дух» проявляется в бесстрашной схватке Мцыри с барсом. «Исполинская натура» роднит Мцыри с «людьми прежних дней» , в страну которых он мечтает вернуться. Образ Мцыри сложен: это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и естественный человек, и жаждущий познания дух, и сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий в пору столкновений и конфликтов с миром. Однако таким Мцыри явился не сразу. «Мцыри» предшествовали сходные по сюжету и замыслу поэмы: «Исповедь» (1831) и «Боярин Орша» (1835—1836). Все три поэмы — исповеди: герой исповедуется, а значит, подводит итоги своей жизни, оглядывается назад, анализирует — что вообще очень характерно для поэзии Лермонтова. Исповедь — это и возглас, и упрек, и вопрос, который исповедующийся обращает перед смертью к живым. Примечательно, что Мцыри исповедуется перед старцем: юность говорит перед опытом, желание перед отрешенностью, гордый дух перед смирением. Исповедующийся осознает тщету своих усилий: «А душу можно ль рассказать?» , но исповедь дает ему возможность «жить, хоть мысленно, опять» . Объединяет трех героев лермонтовских поэм и романтический конфликт с миром: Мцыри чужд людям, Арсений окружен врагами, испанец «ничего не ждет от людей» . Но в отличие от «Исповеди» и «Боярина Орши» в «Мцыри» не упоминается любовь как сила, направляющая героя. «Яд любви» не отравил сердце Мцыри: юноша стремится обрести Родину, «припасть к груди родной» . В эпиграфе звучит важная для Лермонтова тема «меда» . «Вкушение меда» — это путь греховного познания сладости жизни, которая запретна для человека и оттого ведет к страданию. Лермонтов поставил эпиграфом к «Мцыри» библейскую строку: «Вкушая, вкусих мало меда и се аз умираю» . Мцыри искал не столько «меда» наслаждений, сколько «меда» свободы, познания, родства. Вся вина юноши-монаха — в его возвышенных стремлениях: он не совершал преступлений, не упивался любовью. В своей последней романтической поэме Лермонтов усложняет и даже переосмысливает намеченные им ранние традиционные образы. Не случайно исследователи подчеркивают сложную синтетическую форму романтической поэмы Лермонтова. Поэма «Мцыри» имела многолетнюю историю создания. Поводом к ее написанию послужила встреча Лермонтова, странствовавшего по Военно-грузинской дороге в 1837 году, с одиноким монахом, последним обитателем монастыря — бэри. Ребенком он был пленен генералом Ермоловым. Ермолов вез его с собой, но мальчик, оторванный от семьи и родного селенья, заболел по дороге. Генерал оставил заболевшего ребенка монастырской братии, но горец не смог смириться с монастырем, делал попытки к бегству, после одной из таких попыток оказался на краю могилы. Поэма была навеяна и грузинским фольклором, восхищавшим Лермонтова. Так, эпизод битвы с барсом восходит к древней грузинской песне «Юноша и барс» . Замысел «Мцыри» намечен Лермонтовым в одной из заметок 1831 года. Лермонтову в ту пору 17 лет — и он размышляет о судьбе семнадцатилетнего юноши-монаха, томящегося в монастыре: «Написать записки молодого монаха 17 лет. — С детства он в монастыре; кроме священных книг не читал. Страстная душа томится. — Идеалы» . В этих словах — существо трагедии Мцыри. Мцыри молод, одна из черт юной души — жажда познания, открытия мира. Мцыри же, «кроме священных книг не читал» . Его сознание пробудилось, но не имеет пищи. Как одну из причин побега Мцыри называет желание «взглянуть на дальние поля, // Узнать, прекрасна ли земля, // Узнать, для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы» . В то же время, герой наделен первозданной чистотой — это «библейский человек» , близкий царству
  • Убежав во время грозы, Мцыри впервые видит мир, который был скрыт от него монастырскими стенами. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, вслушивается в многоголосый мир звуков. Мцыри ослепляет красота, великолепие Кавказа. Он сохраняет в памяти «пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом», «горные хребты, причудливые, как мечты». Эти картины вызывают в герое смутные воспоминания о родной стране, которой он был лишен ребенком. Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Например, он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах. Таким образом, мы видим, что Мцыри воспринимает природу во всей ее цельности, а это говорит о душевной широте его натуры. Описывая природу, Мцыри прежде всего обращает внимание на ее величие и грандиозность, а это приводит его к выводу о совершенстве и гармонии мира. Романтичность пейзажа усиливается от того, как образно эмоционально говорит о нем Мцыри. В его речи часто используются красочные эпитеты («сердитый вал», «горящая бездна», «сонные цветы»). Эмоциональность образов природы усиливают и необычные сравнения, встречающиеся рассказе Мцыри. Например, деревья напоминают ему «братьев в пляске круговой». Этот образ явно навеян воспоминаниями о детстве в родном ауле. В рассказе юноши о природе ощущается любовь и сочувствие ко всему живому: поющим птицам, плачущему, как дитя, шакалу. Даже змея скользит, «играя и нежася». Кульминацией трехдневных скитаний Мцыри является его схватка с барсом, в которой с особой силой раскрылись его бесстрашие, жажда борьбы, презрение к смерти, гуманное отношение к поверженному врагу. Битва с барсом изображена в духе романтической традиции. Барс описан весьма условно как яркий образ хищника вообще. Этот «пустыни вечный гость» наделен «кровавым взором», «бешеным скачком». Романтична победа слабого юноши над могучим зверем. Она символизирует мощь человека, его духа, способность одолеть все препятствия, встречающиеся на его пути. Опасности, с которыми сталкивается Мцыри, являются романтическими символами зла, которое сопровождает человека всю жизнь. Но здесь они предельно сконцентрированы, так как подлинная жизнь Мцыри сжата до трех дней. И в свой предсмертный час, осознавая трагическую безнадежность своего положения, герой не променял ее на «рай и вечность». Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес могучую страсть к свободе, к борьбе. Своеобразие романтического образа Мцыри состоит в том, что в нем отразились реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия. Лермонтовский герой бросал вызов разуверившимся, апатичным и равнодушным героям «Думы». Белинский назвал Мцыри «огненной душой», «исполинской натурой», «любимым идеалом нашего поэта». Романтический образ Мцыри, лишенный конкретных примет эпохи, преодолел время и пространство и продолжает пробуждать к действию, к «боренью» все новые и новые поколения.
  • a gde naxodish takie voprosi? :)
  • необходимая составляющая произведения, помогающая понять характер героя: стремление к свободе, наслаждение красотой и т. д. А вообще почитайте критическую литературу. Ее много

Предыдущий:

Следующий: