Кто и когда разработал систему воспитания детей дошкольного возраста в коллективе ?

Кто и когда разработал систему воспитания детей дошкольного возраста в коллективе ?

  • Систему воспитания детей дошкольного возраста в коллективе разработал немецкий педагог Фридрих Фрёбель. Учреждения, следовавшие этому принципу, были открыты в 1837 году, став прообразом нынешних детских садов. По своим философским взглядам Фрёбель был идеалистом, для которого нравственное воспитание детей было основой для создания будущего общества без зла и насилия. Детально разработанные, но строго порционные теоретические методики по воспитанию отдельно взятого положительного качества ребенка, хоть и включали в себя как подвижные и развивающие игры, так и обучение некоторым практическим навыкам, были слишком формалистичны. Воплощать же их в жизнь должны были специальные воспитательницы, которых Фребёль любовно называл «садовницами» . Система Фрёбеля получила широкое распространение во многих странах мира, в том числе и в России. Начиная с 70-х годов XIX века, в некоторых крупных городах стали создаваться детские сады, большинство из которых были платными. Для подготовки воспитателей были учреждены платные Фрёбелевские годичные, трехгодичные и летние курсы. И все же готовых работать в детских садах было не слишком много, да и их самих к 1914 году насчитывалось по всей России не более 150. После Октябрьской революции многие Фрёбелевские курсы были преобразованы в Институты дошкольного воспитания. Первые ясли и детские воспитательные группы в Москве были созданы в благотворительных и сиротских заведениях — воспитательном доме и приютах. Во второй половине XIX в. появились детские учреждения, основанные на педагогических принципах — частные и городские, принадлежащие территориальным попечительствам о бедных. Частные организовывались главным образом при женских гимназиях с педагогическими классами. Модель самобытного так называемого народного детского сада успешно разрабатывали московские педагоги, объединившиеся под руководством С. Т. Шацкого и А. У. Зеленко в обществе «Сеттлемент» (1905—1908; в Бутырской слободе) и «Детский труд и отдых» (1909—1918; Вадковский переулок) . Руководителем этих садов была Л. К. Шлегер. Известностью пользовались также детские сады: частный под руководством М. Х. Свентицкой (1909; Большой Власьевский переулок) и городской (Серпуховского попечительства о бедных) под руководством М. В. Полетаевой (с 1914; Житная улица, 6).
  • Антон Макаренко http://www.detskiysad.ru/ped/ped137.html
  • История об этом умалчивает, но похоже, что в каменном веке.
  • Воспитательные учреждения для маленьких детей в дошкольном возрасте, основанные Фребелем в начале текущего столетия под названием детских садов, получили в настоящее время широкое распространение в Западной Европе и в Америке. У нас в России детские сады не привились. В столицах едва две-три сотни детей посещают детские сады, а в провинции они почти совсем отсутствуют. Кроме того, у нас последний, в большинстве случаев, стал не местом воспитания и свободного развития детей, которым учиться еще рано, а местом, где в облегченном виде преподаются предметы школьного обучения: чтение, письмо, счет и иностранный язык. Это совершенно искажает мысль, положенную в основу детского сада его основателем Фребелем. Но и в таком виде, а может быть, именно потому, что идея отброшена, детские сады не процветают. Интересно узнать, обнаруживается ли в этом обстоятельстве наше самостоятельное воззрение на воспитание детей, несогласное с принципами, положенными в основу детского сада, или же мы еще не усвоили себе его идеи? Другими словами, интересно узнать, впереди педагогических идей мы стоим или позади. Но предварительно нам кажется нелишним напомнить читателям, что такое фребелевский детский сад. Начиная с четырех лет и даже раньше дети стремятся играть вместе. Это врожденное стремление детей хорошо известно родителям и воспитателям. Биология объясняет нам, что человек издревле жил обществом, а не в одиночку, и потому чувство общественности должно быть прочно унаследовано потомством. На этих двух коренных свойствах, на свойстве детей играть, и играть в обществе других детей, свойствах, присущих всем племенам человечества, основаны учение Фребеля и его детские сады, где дитя играет в обществе. Игры подражательные и фантастические называются в детских садах подвижными играми; игры созидательные называются работами детского сада, как: строение, вырезание, наклеивание, лепка и т. п. Интересно, что Фребель первый ввел все эти игры и работы в детский сад, что доказывает, как верно он присмотрелся к времяпрепровождению первого детского возраста. Он перенес в детский сад все, что маленькие дети делали в детской, в саду, на улице, что передавалось им из рода в род от старших братьев и сестер, от бабушек и нянь. Эта сторона деятельности Фребеля вполне жизненна, а не придумана, недаром он провел 20 лет в педагогической практике, раньше, чем в 1837 году, открыл свой первый детский сад. 3. Фребель подметил пристрастие маленьких детей к рассказам, а также их любовь к животным. Вот происхождение рассказов детского сада, в основе которых лежит событие, знакомящее с характером животного. Фребель не вводил в свои рассказы сказочного элемента: великаны и черти, колдуны и ведьмы отсутствуют; эти сказки он предоставил семье; но у него животные любят своих детенышей, они храбры или трусливы, благородны или коварны, совершенно как это наблюдается в самой жизни. 4. Фребель заметил любовь детей к пению и цветам. Он дал им песни и сад с грядками цветов, за которыми они сами ухаживают. 5. Фребель горячо любил детей, верил в их непорочность и наказание не вводил в детский сад. Итак, материал для занятия детей был Фребеле

Предыдущий:

Следующий: