Критерии готовности ребенка к школе. что он должен знать и уметь

критерии готовности ребенка к школе. что он должен знать и уметь

  • Сейчас в школу берут детей, которые и читают, и пишут, и считают
  • Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный Интеллектуальная зрелость- это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление) ; это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона) , умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга. Эмоциональная зрелость — умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика. Всё перечисленное является психологической готовностью к обучению в условиях школы. Это — тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр. ) будут рассыпаться, как карточный домик. Каковы критерии готовности ребенка к обучению в школе? Математические представления: — состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел, — как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду, — цифры от 0 до 9, — знаки +, -=, < , > — название текущего месяца, последовательность дней недели, — уметь называть числа в прямом и обратном порядке, — соотносить цифру и число предметов, — составлять и решать задачу в одно действие на сложение и вычитание, — пользоваться арифметическими знаками действий, — измерять длину предметов с помощью условной меры, — составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера, — делить круг, квадрат на 2 и 4 части, — ориентироваться на листке клетчатой бумаги. В области развития речи дети должны уметь: — строить сложные предложения разных видов, — составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки, — находить слова с определенным звуком, — определять место звука в слове, — составлять предложения из 3-4 слов, — членить простые предложения на слова, — членить слова на слоги (части) , — различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение, — самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения. В области представлений об окружающем мире: — уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности, — иметь представления о сезонных явлениях природы, — знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей. Какие требования предъявляет школа к развитию речи ребенка? 1. Умение правильно произносить все звуки речи и различать их на слух. 2. Умение употреблять разные части речи точно по смыслу. 3. Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. 4. Умение задавать вопросы и отвечать на них. 5. Умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов. 6. Умение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок) . 7. Кругозор (представления ребенка о мире достаточно развернуты, развита память, внимание, другие интеллектуальные способности) . Как может родитель сам определить готовность ребенка к школе? В книгах Л. Ф. Тихомировой, А. В. Басова «Развитие логического мышления детей» (Ярославль, 1996 г.) ; Л. А. Венгер, А. Л. Венгер «Готов ли Ваш ребенок к школе» (Москва, 1994 г. ) представлены диагностические задания для определения психологической готовности ребенка к школе

Предыдущий:

Следующий: